Гуля Громова последние 15 лет живёт и работает в соседнем Алматы, но основы её творчества были заложены в узбекской кузнице талантов живописи — художественном училище имени П.П. Бенькова и Ташкентском театрально-художественном институте. В портфеле уроженки Ферганы более десяти коллективных и шесть персональных выставок в Узбекистане, Казахстане и России. Её работы находятся у частных коллекционеров в разных странах.
«Дар — это то, что нам достаётся бесплатно уже при рождении. Кто-то то может им воспользоваться, а кто-то нет. То, что мы получили от жизни, мы вложили в эту выставку, в эти картины», — объясняет «Газете.uz» концепцию новой выставки Громова.
Под местоимением «мы» художница имеет ввиду совместную работу с коллективом «Ильхома» и основательницей арт-галереи Human House Лолой Сайфи. Сегодня в спектре инструментов современного художника не только техника и краска, но коммуникация различных культурных жанров с внешним миром, которую сейчас обозначают модным термином «коллаборация».
«Такой подход помогает художнику распространять свои работы, находить своего ценителя, коллекционера. Людям интересно не только посмотреть картины, но и пообщаться, увидеть какое-то действие во время открытия выставки», — считает Громова.
Коллаборация художницы, галереи Human House и школы-студии театра «Ильхом» вылилась в пластический номер-показ одежды и шопперов с принтами картин Громовой. Она рассказывает о теснейшем переплетении танца, изображения, одежды и масскульта и будто рифмуется с эмоциями, которые может испытывать зритель от той или иной работы в экспозиции. Как, например, в полотне «Дым над водой» — своеобразном миксте ориентализма в творчестве Громовой и отсылки к рок-классике Deep Purple. А персонаж в работе «Ветер в моей голове» разбрасывает свои дреды уже на мотив знаменитого хита Бобби Макферрина Don’t Worry, Be Happy.
В новой экспозиции «Дар» Громова вновь выстраивает по-своему универсальную метафору взаимоотношений человека и искусства в соединении старого и нового, фигуративного и абстрактного, поддающегося и не поддающегося словесному описанию. Как это происходит в картине «Пустая лодка», которая отправляет посетителей выставки по «волнам» притч китайского мистицизма.
Внимательный зритель увидит ещё и целую цепочку технических упражнений художницы — многие работы, которые выставлялись в Ташкенте ранее, украшены новыми декоративными рамками, словно дополняя смысловые и художественные границы холста. Некоторые из новых картин были завершены буквально к утру в день открытия выставки — у одарённого талантом мастера нет заготовленных заранее сроков и сюжетов.
Впрочем, к творчеству Громовой в наш издёрганный мир стоит возвращаться неоднократно, стараясь не расшифровывать увиденное, а прочувствовать. Так получилось и в этот раз. Пока искусствоведы и придирчивые критики стараются найти в работах художницы отсылки к мировому культурному коду, зрители могут просто наслаждаться яркой и позитивной живописью, которой нас одарили в канун новогодних праздников. Отказываться от такого подарка было бы непростительно. Увидеть картины в фойе «Ильхома» можно будет до 6 января. Вход свободный.