Объём автомобильного бензина, выставляемого на биржевые торги, временно будет увеличен вдвое. Об этом сообщила пресс-служба Министерства энергетики Узбекистана.
Такое решение принято в связи с «временными ограничениями» работы автомобильных газозаправочных станций в некоторых регионах, которые вводятся из-за резкого похолодания.
Для этого во всех регионах созданы необходимые запасы, говорится в сообщении.
По данным министерства, в зависимости от спроса и предложения возможно дальнейшее увеличение объёма бензина, выставляемого на биржевые торги.
«Вопрос полного удовлетворения потребностей потребителей в автомобильном бензине находится под государственным контролем. Необходимо отдельно отметить, что в текущий осенне-зимний сезон предприняты все необходимые меры для обеспечения населения страны достаточным и бесперебойным объёмом автомобильного бензина», — отметили в Минэнерго.
Владельцев частных автозаправок попросили «не завышать цены искусственным образом», а также обеспечивать «правильную продажу бензина как по качеству, так и по объёму».
На данный момент рабочие группы продолжают проводить контрольные мероприятия на местах. Ведомство заявило, что необоснованное повышение цен не будет допущено.
В августе «Газета.uz» беседовала с экономистом Бехзодом Хошимовым и спрашивала у него, почему люди стоят в очередях на заправках за газом и бензином и что нужно сделать, чтобы этого избежать.
По его мнению, государство не должно вмешиваться в вопросы ценообразования, продажи, доставки и импорта бензина.
«Если государство выйдет из всех этих процессов, в тот день вы сможете купить столько бензина, сколько захотите. Здесь абсолютно не нужно участие государства. Каждое участие государства приводит к дефициту. У нас государство участвует во всей цепочке — производства, переработки, доставки, импорта бензина. Есть небольшая доля частного сектора в продаже, но и там государство регулирует цены», — отметил он.
Экономист привёл в пример рынок носков. «Мы же можем купить носки в любом количестве, нет очередей. Носки такой же товар, как и бензин. Есть носки, производимые в Узбекистане, есть импортные носки. И бензин, и газ производятся за границей, по разным ценам и качеству. В не очень развитых странах есть нормальные бензоколонки без очередей. Потому что там государство не занимается этим вопросом», — заявил Хошимов.
В марте Комитет по конкуренции Узбекистана выяснил семь главных проблем предпринимателей, занимающихся импортом бензина. Среди них — дорогая железнодорожная логистика, высокая кредитная нагрузка, требование дополнительной сертификации, нехватка мощностей для хранения крупных партий бензина и другие.
«Газета.uz» в мае 2023 года рассказывала, откуда, в каком объёме и по какой цене Узбекистан импортирует бензин. Большая часть поставок по-прежнему приходится на Россию.