В ноябре инфляционные ожидания населения и бизнеса Узбекистана на следующие 12 месяцев начали снова расти, следует из итогов опроса Центрального банка.
Ценовые ожидания по итогам прошлого месяца у населения увеличились до 13,7% (+0,9% процентных пунктов к октябрю), у предпринимателей — до 12,7% (+0,7 п. п.).
Это максимальные показатели с мая, когда повышались тарифы на газ и электроэнергию (тогда у населения были ожидания в 14%, у бизнес — 12,7%).
В этот раз в Ташкенте сформировались самые пессимистические настроения касательно будущей инфляции. Если в октябре жители прогнозировали инфляцию на уровне 11,6%, то в ноябре средний показатель вырос до 17,7%. Почти половина респондентов из столицы (48%) прогнозируют инфляцию в 17% и выше в течение следующих 12 месяцев.
Ожидания предпринимателей в Ташкенте также выросли с 12,6% до 14,6%.
Среди населения высокие темпы роста цен также ожидают в Ташкентской области — 14,8% (без изменений) и Сырдарьинской области — 14,8% (+1,1 п. п.), а среди бизнеса — в Навоийской области (14,7%, +0,2 п. п.).
В ноябрьских опросах среди населения главным фактором, который может повлиять на рост цен, по-прежнему называется изменение курса валюты — 51% респондентов выбрали этот вариант (в октябре — 51%). Напомним, по итогам ноября доллар укрепился почти на 91 сум (+0,71%). В целом с начала года национальная валюта девальвировала лишь на 4,3% против 9,5% за аналогичный период прошлого года.
На первое место среди факторов вышло подорожание топлива и энергоресурсов (электричество, газ). В ноябре 51% (46%) опрошенных заявили, что этот фактор повлияет на рост цен в следующие 12 месяцев.
На второе место поднялось подорожание коммунальных услуг — так думают 51% опрошенных (было 47%).
Следом идут монополии и искусственное повышение цен — 31% (28%), рост транспортных расходов — 30% (26%), повышение зарплат и пенсий 28% (31%),
У бизнеса главным фактором повышения цен также остаётся возможное изменение валютного курса — 51% респондентов (было 50%), подорожание коммунальных услуг — 49% (42%), а также топлива и энергоресурсов — 48% (42%).
Среди других факторов числятся рост транспортных расходов — 32% (29%), повышение зарплат и пенсий — 29% (30%), высокий уровень налоговой нагрузки — 25% (23%), подорожание сырья — 25%.
Инфляционные ожидания среди групп населения с самым высоким доходом (выше 15 млн сумов) увеличились с 13,9% до 17,3% (+3,4%). Высокий уровень инфляции (16,5% против 14,4% в октябре) ожидают респонденты с доходом 10−15 млн сумов.
Лица с доходом до 2 млн сумов прогнозируют инфляцию на следующие 12 месяцев на уровне 13,1% (было 12,1%), а лица без доходов — 12,1% (12,3%).
Справка
Инфляционные ожидания — это то, как люди, компании и другие участники экономики представляют себе будущее изменение цен. Простыми словами, это их предположения о том, насколько товары и услуги подорожают через 12 месяцев.
Если вы ожидаете, что через год цены вырастут на 10%, это и есть ваши инфляционные ожидания. Бизнес, ожидая роста цен, может заранее поднять стоимость своих товаров или услуг, а сотрудники — просить повышение зарплаты, чтобы их доходы соответствовали будущим расходам.
Инфляционные ожидания могут влиять на реальную экономику. Например: если люди думают, что цены вырастут, они могут начать покупать товары заранее, что усилит спрос и ускорит рост цен. Компании могут закладывать ожидания инфляции в свои бюджеты, что тоже влияет на экономику.