На третьем этаже Tashkent City Mall открылось пространство для современного искусства Regeneration Art Space. Это результат коллаборации торгово-развлекательного комплекса и арт-проекта Regeneration, созданного по инициативе Лолы Тилляевой.
В сентябре команда громко заявила о себе масштабным фестивалем креативной молодёжи RE/Generation, который прошёл в картинг-центре Axelon в парке Anhor. Его ключевым событием стала выставка около ста современных художников Узбекистана, которая развернулась на 6 000 кв. м.
Площадь, отведённая под искусство в молле, в десять раз скромнее — 600 квадратов. Её сильные стороны в другом — команда Regeneration будет работать в этом пространстве до конца 2025 года. Это преимущество позволило куратору арт-проекта, известному художнику Бобуру Исмаилову, масштабировать его во времени — он запланировал серию художественных выставок, которые будут сменять друг друга каждые три месяца.
Начало сотрудничества Tashkent City Mall и Regeneration отметили экспозицией, участниками которой стало 60 художников из Ташкента, Самарканда, Бухары, Нукуса и других городов. По словам Бобура Исмаилова, среди них немало недавних выпускников и студентов художественных вузов Узбекистана. Это отвечает миссии проекта — найти, собрать и представить широкой аудитории представителей нового поколения творческой молодёжи страны.
«У нас команда маленькая, но очень мобильная. Мы постоянно катаемся по стране, ищем новые имена. С большой радостью это делаем, потому что это нужное, полезное дело. Это настоящая гуманитарная история, чтобы художники ожили; чтобы старались и стремились к чему-то», — сказал Бобур Исмаилов.
Молл играет ключевую роль в решении задачи по популяризации искусства — по словам куратора проекта, проходимость торгово-развлекательного комплекса составляет два миллиона человек в месяц. Среди посетителей не только ташкентцы, но и жители регионов, иностранные туристы.
Торговый центр — не то место, куда идут за искусством целенаправленно, и это может повлиять на его восприятие за счёт снижения ценности арт-объектов, уравнивания их с классическим набором развлечений: походом по магазинам, посиделками на фуд-корте и просмотром кино. Однако инициаторы появления Regeneration Art Space считают, что в современных реалиях нет ничего важнее создания возможностей для того, чтобы люди, не имеющие широкого культурного контекста (таких большинство), смогли оказаться свидетелями искусства. От успешности их увлечения и вовлечения зависит, появится ли в привычном маршруте среднестатистического горожанина «дом — работа — дом» пункт «музей/галерея».
«Во всём мире это практикуется. Искусство показывают везде: от торговых центров до аэропортов. Разве художнику нужно то или иное пространство? Разве ему нужен условный операционный стол? Он может писать и показывать свои работы где угодно: в метро, на улице, в торговом центре. Почему нет? Самое главное, что есть люди, которые увидят наших молодых художников, их творчество. Я считаю, что не воспользоваться такой возможностью, где все в выигрыше, неправильно», — подчеркнул Бобур Исмаилов.
Независимый куратор, основатель первого в Самарканде нематериального музея современного искусства «Рухсор» Нормурод Негматов поддерживает выход искусства на чужую территорию.
«Если в музеи не приходят люди, тогда искусство нужно донести до людей. Оно должно выходить на диалог с публикой, обогащаться новыми зрителями. Это очень важно. Художники должны вовлекаться, участвовать в выставках — это помогает чувствовать настоящее время, жить в нём», — сказал Негматов.
(слева направо) Нормурод Негматов, Озод Негматов и Лола Тилляева.
Выставка-открытие Regeneration Art Space охватывает различные виды искусства: живопись, графику, фотографию, скульптуру и инсталляции. Визуальное преимущество у ташкентских художников, однако в экспозиции ожидаемо явно и ярко выделяются художники Самарканда и Нукуса. Представители самаркандского современного искусства сильны в переосмыслении культурных идей прошлого, нукусской школы — в чувствовании. Экспрессивная живопись каракалпакских художников человекоцентрична, в зоне их интересов — переживания и эмоции.
Экспозиция позволяет увидеть, чем сегодня заняты мысли художников. Кто-то обращается к мировому наследию, как, например, Елена Пешкова. Её арт-объект «Кувшин» — переосмысление картины «Великий метафизик» Джорджо де Кирико, написанной сто лет назад, в 1924 году. Зилола Кодирова ищет баланс между художественными традициями прошлого и «геометрией современности». Её неземная инсталляция Equilibrium — размышление о хрупкости равновесия, необходимого для выживания в нынешнем мире.
Многие художники ищут вдохновение в мифологии, предлагают наслаждаться красотой момента, оставив за пределами пространства проблемы и неурядицы. Одни исследуют внешний мир, другие — внутренний. Такое разнообразие создаёт множество точек соприкосновения с посетителями и повышает шанс совпадения, которое может перерасти в живой интерес к искусству.
Ещё одно достоинство выставки заключается в том, что она заново открывает имена, достойные внимания. Например, художника и скульптора Улугбека Усманова, который пишет «с высоты». Его работы можно сравнить со снимками, сделанными дроном. Картины на расстоянии очень похожи на сюзане или ковёр. Плоский мир художника хочется разглядывать, изучать. В нём много жизни и движения.
Арт-пространство работает по графику Tashkent City Mall: с 10:00 до 22:00. Вход свободный.