27 декабря начнутся официальные работы по строительству железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Об этом на III Народном курултае 20 декабря сообщил президент Кыргызстана Садыр Жапаров.

По его словам, этот проект «десятилетиями пылился на полках».

«Когда мы начинали этот проект, были те, кто в него не верил, считая его сказочным. Однако сегодня вы все стали свидетелями того, что это реализуемый проект. 27 декабря начнутся официальные работы по строительству этой дороги. Она станет стратегическим мостом, соединяющим Восток и Запад», — заявил президент.

Как отметил Садыр Жапаров, «стройка века» позволит открыть новые возможности для торговли, туризма и промышленности.

В пятницу в здании Администрации президента Кыргызстана «Ынтымак-Ордо» состоялась церемония подписания инвестиционного соглашения проектирования, строительства, финансирования, эксплуатации и технического обслуживания между Кабинетом министров этой страны и железнодорожной компанией «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».

Инвестиционное соглашение подписали министр транспорта и коммуникаций Кыргызстана Абсаттар Сыргабаев и председатель совета директоров ж/д компании Чжун Шэнгуй. В мероприятии также принимал участие посол Узбекистана в Кыргызстане Саидикрам Ниязходжаев.

Генеральный директор госпредприятия «Кыргыз темир жолу» (КТЖ) Азамат Сакиев сообщал, что строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан планируется начать в октябре 2024 года и продлится оно около 6 лет.

О железной дороге

Проект строительства железнодорожной ветки, которая свяжет Китай со странами Центральной Азии, обсуждается около 25 лет. Рассматривались несколько вариантов маршрута, в том числе из Китая через Кыргызстан в Узбекистан, далее в Туркменистан, Иран и Турцию. Стороны не могут договориться о ширине колеи, а также о стоимости строительства магистрали, которая пройдёт по высокогорным труднодоступным районам, и её маршруте. Ожидается, что это снизит зависимость от России и Казахстана.

Согласно документу, строительство международного транспортного коридора будет проходить по комбинированному варианту маршрута «Кашгар — Торугарт — Макмал — Джалал-Абад — Андижан». Министерство транспорта Узбекистана заявило, что реализация проекта позволит расширить географию торговли и перевозок из Китая через Узбекистан в Турцию и далее в Европу, а также в государствах Персидского залива.

Маршрут, представленный телеканалом «Узбекистан 24» в декабре 2022 года.Маршрут, представленный телеканалом «Узбекистан 24» в декабре 2022 года.

Длина железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан составит 486 км, из которых порядка 312 км будут проходить по территории Кыргызской республики (КР), где планируется строительство 18 железнодорожных станций, а, кроме того, учитывая горный рельеф, потребуется возведение 81 моста и бурение 41 тоннеля протяжённостью более 120 км.

Глава госпредприятия «Кыргыз темир жолу» (КТЖ) Азамат Сакиев отмечал, что железная дорога будет состоять из двух частей. От китайской границы до станции Макмал (165,5 км) планируется проложить ветку с шириной колеи 1435 мм согласно используемому в КНР стандарту, далее до Джалал-Абада (146,2 км) будет вести колея 1520 мм.

На станции Макмал будет проводиться переформирование составов, перегрузка грузов, их сортировка и взвешивание. Согласно прогнозам, среднегодовой объем перевозок на ветке к 2035 году составит 5 млн тонн, из которых чуть больше половины придётся на транзит, писал Spot.

По условиям соглашения, Китай получит 51% в совместном предприятии, Кыргызстан и Узбекистан — по 24,5%.

В беседе с «Газетой.uz» представитель Министерства транспорта летом сообщал, что доля Китая в совместной компании составит 51%, а Узбекистана и Кыргызстана — по 24,5%. Её учредителями выступили китайская China Railway International, «Кыргыз темир жолу» и «Узбекистон темир йуллари». Кыргызстан запланировал в своём бюджете выделение 11 млрд сумов (около 130,5 млн долларов).

«Строительство железной дороги на территории Китая будет полностью реализовано и профинансировано с китайской стороны. И плюс они также буду участвовать в этих процессах внутри Кыргызстана. В Узбекистане нам необходимо построить около 10 км дорог, чтобы подсоединиться к проекту. Основная часть работ — в Кыргызстане», — заявлял собеседник.

Стоимость проекта предварительно оценивается в 4,7 млрд долларов. Половину суммы из собственных средств предоставят страны-участницы в соответствии с долями в СП: 1,18 млрд долларов выделит Китай, около 700 млн долларов — Кыргызстан. При этом в презентации 19 июня в парламенте Кыргызстана говорилось, что Узбекистан и Кыргызстан выделят по 573 млн долларов.

Ещё 2,35 млрд долларов составит некоммерческий кредит, который предоставит китайская сторона. Сейчас по этому поводу ведутся переговоры с Инэксимбанком и Национальным банком КНР.

В июле президент Узбекистана поручил выделить 255 млн долларов в уставной фонд проектной компании по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Из них 14 млн долларов должны направить до конца этого года.

В июне правительства Узбекистана, Кыргызстана и Китая подписали трёхстороннее соглашение о сотрудничестве в совместном продвижении проекта железной дороги.