Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 24 декабря утвердил поправки в закон о государственном бюджете на 2024 год, предусматривающий увеличение госрасходов и лимита по внешним займам.
Министерство экономики и финансов традиционно не обращалось в парламент в течение года с просьбой разрешить увеличить расходы, не отчитывалось перед депутатами о необходимости тех или иных затрат, а внесло законопроект о поправках под конец года.
Для примера: в Казахстане правительство на протяжении года уточняло бюджет 10 раз и в каждом случае поправки проходили через парламент, а депутаты получали разъяснения о планируемых расходах.
Как мы сообщали ранее, рассмотрение поправок заняло у депутатов Олий Мажлиса 9 минут (в 2023 году — около 20 минут, в 2022 году — 30 минут). При этом 5 минут длилось выступление замминистра экономики и финансов Ахадбека Хайдарова. Затем депутаты нового созыва без вопросов и обсуждения приняли документ сразу в трёх чтениях. В прошлые годы некоторые парламентарии задавали вопросы.
Ни один депутат не проголосовал против. Ни правительство, ни депутаты публично не обосновали необходимость увеличения госрасходов.
Сенат также одобрил закон на заседании 18 декабря, но сенаторы уделили обсуждению этих поправок больше часа, а Ахадбек Хайдаров выступил с более подробным разъяснением изменений, его речь длилась 27 минут.
Рост госрасходов
Согласно изменениям, расходы министерств, комитетов, агентств и других госорганов дополнительно увеличены на 9,98 трлн сумов (или 775,8 млн долларов США) — с 255,4 трлн до 265,4 трлн сумов.
На расходы, связанные с повышением зарплат, пенсий и пособий и тарифов по отдельным видам услуг бюджетных организаций, дополнительно выделено 2,43 трлн сумов (всего 11,98 трлн сумов).
Ахадбек Хайдаров сообщил, что госрасходы дополнительно выросли за счёт:
- трансфертов в Фонд по финансированию образовательных кредитов — на 841 млрд сумов, которые уже выделены банками, поэтому эти расходы покрываются из бюджета;
- бесплатного распределения ингаляционных препаратов для лечения аллергических и вторичных иммунодефицитных заболеваний пациентов, включённых в Единый реестр социальной защиты, — 30 млрд сумов;
- развития культуры и искусства, укрепления материально-технической базы, а также материального стимулирования центрального аппарата и региональных подразделений Министерства культуры — 100 млрд сумов;
- единовременных выплат помощи нуждающимся семьям в отопительный сезон и компенсации разницы в стоимости между базовой нормой и превышением цен на электроэнергию и газ — 592 млрд сумов;
- решения наиболее актуальных вопросов инфраструктуры в махаллях — 1,344 млрд сумов, в том числе 304 млрд сумов — на строительство, реконструкцию, ремонт и оснащение 203 школ, детских садов и медучреждений, 374 млрд сумов — для 374 дорог и мостов, 257 млрд сумов — на 131 проект по улучшению питьевого водоснабжения, 241 млрд сумов — на 511 объект для улучшения электроснабжения;
- на формирование капитала Компании по развитию предпринимательства — 300 млрд сумов.
- 2,5 трлн сумов направлено на увеличение госдоли в уставных капиталах госбанков для кредитования проектов семейного предпринимательства и малого бизнеса.
По словам Ахадбека Хайдарова, к концу года планируется оптимизация расходов на сумму 1 трлн сумов за счёт сокращения вакантных должностей и неэффективных или дублирующих штатных единиц в бюджетных организациях. В конце октября президент сократил штат управленческого и производственного персонала министерств и ведомств на 5,2%.
Ожидается экономия в размере 2 трлн сумов за счёт пересмотра критериев, определяющих малообеспеченные семьи, и перераспределения пособий на детей и материальной помощи «на основе принципов социальной справедливости».
Также планируется экономия в размере 1,7 трлн сумов от средств, выделенных министерствам и ведомствам на развитие в этом году.
Планируется перераспределение сэкономленных 4,1 трлн сумов на дополнительные расходы по вышеуказанным направлениям.
Согласно постановлению Кабинета министров от 14 марта (отсутствует в открытом доступе), средства в размере 4,373 трлн сумов, предусмотренные в местных бюджетах на строительство и ремонт детских садов и школ в рамках программы развития социальной производственной инфраструктуры, переданы в республиканский бюджет.
3,95 трлн сумов были направлены на расходы Министерства дошкольного и школьного образования на капитальные вложения на проектирование, строительство (реконструкцию) и оснащение объектов.
По словам Ахадбека Хайдарова, при Министерстве строительства была создана отдельная инжиниринговая компания для проектирования образовательных учреждений. Она разработала типовые проекты школ. Это позволило сэкономить 500 млрд сумов в инвестиционной программе и перенаправить эти деньги на строительство и ремонт свыше 80 образовательных учреждений, благодаря чему создано дополнительно 19 тысяч ученических мест в школах и 4000 мест в детских садах, сообщил он.
Для выполнения поручений президента 220 млрд сумов выделено на строительно-ремонтные работы двух дорог общего пользования и семи внутренних дорог в Кашкадарье, 100 млрд сумов — на ремонт части дороги протяжённостью 92 км, соединяющей семь районов Сурхандарьи, 49 млрд сумов — ремонт 257 внутренних дорог в Сырдарье, 100 млрд сумов — ремонт дорог в Хорезмской области.
Кроме того, вносятся уточнения в показатели целевых государственных фондов и Фонда реконструкции и развития (ФРРУ, суверенный фонд страны).
Остаток средств целевых государственных фондов на начало года составляет 12,84 трлн сумов (по текущему закону ожидалось 11,5 трлн сумов), доходы — 64,77 трлн сумов (65,25 трлн сумов), трансферты из государственного бюджета — 34,06 трлн сумов (32,19 трлн сумов), расходы — 96,69 трлн сумов (96,1 трлн сумов).
В Республиканский целевой фонд по компенсации имущественного вреда, причинённого физическим и юридическим лицам, выделяется дополнительно 100 млрд сумов (всего 600 млрд). Речь идёт об изъятии земель у населения и предпринимателей для государственных нужд.
Если в начале года баланс Фонда реконструкции и развития был запланирован с профицитом (доходы превышают расходы), то к концу года ожидается отрицательное сальдо в 363,67 млрд сумов.
В частности, доходы фонда (за счёт высоких цен на золото и других сырьевых материалов, часть средств от продажи которых переводятся в ФРРУ) увеличатся с 18,87 трлн до 20,82 трлн сумов (+10,3%), а расходы — с 18,85 трлн до 21,18 трлн сумов (+12,4%).
«Газета.uz» ранее подробно рассказывала, как изменились бюджеты некоторых министерств и ведомств.
Увеличение лимита по займам
Законом о госбюджете на 2024 год были установлены ограничения на сумму, которую правительство Узбекистана может занимать в 2024 году. В частности, было запрещено подписывать новые международные соглашения на займы (внешние заимствования) на общую сумму выше 5 млрд долларов. Из этой суммы 2,5 млрд долларов планировалось направить на поддержку бюджета (покрытие дефицита бюджета — когда расходов больше, чем доходов), 2,5 млрд долларов — на инвестиционные проекты.
Однако правительство превысило установленные лимиты по госрасходам, как это происходило и в предыдущие годы, поэтому поправками повышается потолок по внешним займам на 2,3 млрд долларов — до 7,3 млрд долларов: 3,2 млрд долларов (+700 млн долларов) — на финансирование дефицита бюджета, 4,1 млрд долларов (+1,6 млрд) — на инвестиционные проекты. В прошлом году лимит повышался с 4,5 млрд до 5,5 млрд долларов.
Ахадбек Хайдаров сообщил, что дополнительно привлекаемые займы будут направлены важных социальных проектов, в частности, на развитие ипотечного рынка, выделение ресурсов банков со стороны Минэкономфина, укрепление обороноспособности страны и другие важные инфраструктурные проекты.
Расходы «прочих организаций», куда входят бюджеты Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности и Национальной гвардии, увеличились на 2,48 трлн сумов — до 47 трлн сумов. В 2025 году планируется увеличить их финансирование почти до 50 трлн сумов.
По словам замминистра, будут приняты все меры для удержания дефицита консолидированного бюджета в пределах 4% к ВВП, как установлено законом.
Сенатор Мойра Тошова задала вопрос Министерству инвестиций, промышленности и торговли касательно резкого увеличения лимита по внешним займам (впервые с 2021 года), а также указала на связь этого решения с возможным ростом стоимости проектов, реализуемых за счёт внешнего долга. Она спросила, какова эффективность таких проектов и есть ли планы по сокращению внешнего долга. Однако представитель МИВТ заявил, что ответит на этот вопрос в письменном виде.
Госдолг Узбекистана в 2024 году, как ожидается, увеличится на 4,8 млрд долларов с 34,9 млрд до 39,7 млрд долларов. 2027 году уровень госдолга может достичь 55,9 млрд долларов, но при соотношении показателя к ВВП (36,7%) рост, по данным Минэкономфина, будет «незначительным».