Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 24 декабря подписал закон о государственном бюджете на 2025 год. Документ был принят Законодательной палатой Олий Мажлиса 3 декабря и одобрен Сенатом 18 декабря.


Показатели
Прогноз на 2025 год
Целевые ориентиры на 2026 год
Целевые ориентиры на 2027 год
1
Валовой внутренний продукт, трлн сумов
1 630
1 866
2 125
2
Темп роста ВВП, в %
6
6,1
6,3
3
Инфляция к декабрю прошлого года, в %
7−8
5−6
5
4
Темп роста промышленной продукции, в %
6,1
6,2
6,1
5
Темп роста производства в сельском, лесном и рыбном хозяйствах, в %
4,1
4,2
4,3
6
Темп роста рыночных услуг, в %
14,5
15,1
15
7
Темп роста строительных работ, в %
14,2
10,2
7,3

В следующем году прогнозируется рост ВВП на 6% (ниже прошлогодних прогнозов) — до 1,63 квадриллиона сумов (около $123 млрд), а в 2026—2027 годах — 6,1% и 6,3% соответственно.

Темпы роста промышленности, как ожидается, составят 6,1%, сферы услуг — 14,5%, сельского хозяйства — 4,1%, строительных работ — 14,2%. Ранее отмечалось, что достичь этих показателей предполагается за счёт «качественного продолжения структурных реформ в каждой сфере».

Инфляцию в 2025 году планируется снизить до 7−8% (в проекте предусматривалось 7%), в 2026 году — 5−6%, в 2027 году — 5%. Ранее Центральный банк перенёс достижение таргета инфляции в 5% со второго полугодия 2025 года на вторую половину 2026 года.

Дефицит консолидированного бюджета ожидается в пределах 3% ВВП в 2025 году (вместо 4% в этом году) и 3% ВВП в 2026—2027 годах.

Кроме того, будут приниматься все меры для того, чтобы государственный долг не превышал макроэкономический безопасный уровень в 60% к ВВП, а в среднесрочной перспективе — 50% к ВВП.

Ожидается увеличение госдолга до 45 млрд долларов (36,4% к ВВП), а в 2027 году — до 55,9 млрд долларов (36,7% к ВВП).

госбюджет-2025, шавкат мирзиёев

Исходя из этих целей и направлений, без учёта межбюджетных трансфертов доходы консолидированного бюджета на 2025 год ожидаются на уровне 430,99 трлн сумов, что ниже первоначальных прогнозов, которые были сделаны в конце прошлого года при определении бюджетных ориентировано на 2025−2026 годы, на 4,8% (452,46 трлн сумов).

Расходы прогнозируются на уровне 480,3 трлн сумов (прогнозировалось 498,3 трлн).

Доходы самого бюджета предполагаются на уровне 308,5 трлн сумов (330,6 трлн), а расходы — 290,4 трлн сумов (323,8 трлн).

Доходы государственных целевых фондов рассчитаны в размере 66,5 трлн сумов (63,9 трлн), расходы — 117,2 трлн сумов (99,1 трлн). При этом в эти фонды планируется направить 54,4 трлн сум трансфертов из республиканского бюджета (38,7 трлн).

Внебюджетные доходы Пенсионного фонда ожидаются на уровне 58,9 трлн сумов, расходы — 74,9 трлн сумов.

Расходы, запланированные по государственным программам за счёт внешних долгов, составят 18,8 трлн сумов (17,4 трлн)

Предельный дефицит консолидированного бюджета (входят госбюджет, бюджеты государственных целевых фондов, внебюджетные фонды бюджетных организаций и средства Фонда реконструкции и развития) должен быть в пределах 49,5 трлн сумов, или 3% к ВВП.

Госбюджет и бюджеты государственных целевых фондов запланированы с дефицитом в размере 32,62 трлн сумов, или почти 2% к ВВП.

Дефицит планируется покрывать за счёт привлечения государственного внутреннего и внешнего долга, средств от приватизации госактивов и других источников.

На погашение госдолга в 2025 году намечено направить 46,08 трлн сумов, что более чем на 10 трлн сумов больше, чем ожидалось в конце прошлого года (35,8 трлн).

В следующем году Узбекистан может привлечь больше кредитов за счёт долга. Если лимиты на привлечение внешних заимствований в этом году составляли 5 млрд долларов под гарантию государства (хотя в конце этого года лимит увеличен до $7,3 млрд), то в следующем — 5,5 млрд долларов. Из этой суммы 3 млрд долларов будут направлены на поддержку госбюджета, 2,5 млрд долларов — на финансирование инвестиционных проектов.

Для диверсификации портфеля госдолга и снижения валютных рисков планируется установить предельный чистый объем государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Узбекистана, в размере 30 трлн сумов на 2025 год (на 2024 год было 25 трлн сумов, потом повысили до 30 трлн).

Кроме того, для снижения рисков для госбюджета устанавливается, что верхний предел стоимости новых проектов государственно-частного партнёрства, предполагающих принятие государством обязательств (покупка или выплата), составит 6,5 млрд долларов. До этого такого лимита на проекты ГЧП не было.

Министерство экономики и финансов по итогам каждого квартала до 10 числа следующего месяца будет обязано представить в палаты Олий Мажлиса данные по гендерной бюджетной политике. Гендерно-ориентированное бюджетирование — это стратегия для разработки бюджетов, которые подходят всем. Учитывая и анализируя уникальные потребности каждого человека, гендерно-ориентированные бюджеты содействуют справедливому распределению ресурсов.

В республиканский бюджет Навоийской области теперь будет зачисляться 66% от поступления налога на доходы физических лиц (сейчас — 55%), а также 70% налога на прибыль (61%). В Ташкентской области поступления от НДФЛ увеличивается с 38% до 51%, налог на прибыль — с 39% до 49%.

Кроме того, в республиканском бюджете регионов будет оставаться часть акцизного налога на алкоголь, включая пиво (кроме импортируемой алкогольной продукции и пива): в Ташкентской области и Ташкенте — 5% от поступлений, в остальных регионах — 30%.

Республиканский бюджет области — это часть общенационального республиканского бюджета Узбекистана, выделяемая для финансирования государственных задач и программ, которые исполняются на территории этого региона. Областной бюджет формируется из местных источников доходов и предназначен для покрытия нужд и развития городской инфраструктуры.

Минимальные ставки арендной платы, установленные для физических лиц, сдающих имущество в аренду, распространятся и на юридических лиц.

Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей могут устанавливать повышающий коэффициент до 2,0 к минимальным ставкам арендной платы за жилые и нежилые помещения.

В Ташкенте повышающий коэффициент для расчёта земельного налога применяется в разрезе установленных зон.

В новом году 78 районов переведут на самофинансирование — для этого в районах оставят больше собираемых налогов. 71 район пока продолжит получать трансферты из госбюджета.

К 2030 году планируется достичь объёма экономики Узбекистана в 200 млрд долларов, что превышает ранний прогноз в $160 млрд.

Подробнее с госбюджетом на 2025 год и проектом бюджетного послания можно ознакомиться по ссылкам.