Узбекистан принимает ряд мер для сокращения нелегальных транзитных потоков табачной продукции и увеличения объёмов официального импорта. Об этом на заседании Сената Олий Мажлиса 18 декабря рассказал заместитель председателя Таможенного комитета Отабек Ибрагимов.

Сенатор, председатель Алмалыкского горно-металлургического комбината Абдулло Хурсанов отметил, что в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) унифицируются ставки акцизного налога на импортируемую табачную и алкогольную продукцию.

С 1 января 2025 года повышаются акцизные налоги на табачную и алкогольную продукцию. Сенатор выразил опасение, что в результате этого есть вероятность роста цен и нелегального оборота продукции.

За первые 10 месяцев текущего года нелегальный оборот табачной продукции составил 10% рынка, или 420 млрд сумов.

«Были ли учтены социально-экономические последствия при изменении ставок налога на табачную и алкогольную продукцию? Какие меры принимаются для предотвращения незаконного оборота табачной продукции?» — спросил Хурсанов.

Отабек Ибрагимов указал, что в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) ВТО налоги и сборы, взимаемые с импортируемых товаров и товаров местного производства, должны быть максимально уравнены. Исходя из этого требования, в июне президент подписал указ о приведении национального законодательства Узбекистана в соответствие с соглашениями ВТО.

Крайним сроком для унификации ставок акциза на табачную продукцию определено 1 января 2026 года.

В частности, для сигарет с 1 января отменяется адвалорная ставка в 10% стоимости, а сами ставки для импортных сигарет увеличиваются до 330 тысяч сумов за 1000 штук (+1,5%), а для местных — до 300 тысяч сумов (+19,7%). С 1 июля ставки для импортных и местных сигарет уравниваются и составят 340 тысяч сумов.

Это не приведёт к повышению стоимости сигарет, подчеркнул Отабек Ибрагимов. Он привёл пример сигарет одного из брендов, за которые взимается 360 876 сумов за 1000 штук, в том числе:

  • 325 000 сумов — по основной ставке акцизного налога.
  • 35 876 сумов — по адвалорной 10-процентной пошлине.

Согласно новой ставке, вводимой с 1 января 2025 года, для импортируемой продукции будет установлена единая ставка в 330 тысяч сумов, что приведёт к снижению общей стоимости более чем на 30 тысяч сумов.

Что касается нелегального оборота табачной продукции, то проблема в основном связана с транзитом табака через территорию Узбекистана в Кыргызстан и Таджикистан, отметил представитель Таможенного комитета.

В 2017 году объём транзита составил 18,6 млн пачек, в 2018 году — 41,3 млн пачек. в 2019 году — 106 млн пачек, в 2022 году — 328 млн пачек, в 2023 году — уже 455 млн пачек.

Изучения таможенных органов показывают, что лидирующими регионами в незаконной транспортировке табачной продукции являются:

  • Наманганская область — Янгикурганский, Чартакский и Уйчинский районы;
  • Ферганская область — Алтыарыский и Ферганский районы;
  • Ташкентская область — Бекабадский и Пскентский районы.

В приграничных районах Кыргызстана действует 11 магазинов беспошлинной торговли (duty-free), из которых 6 расположены на таможенном посту «Достук» («Дустлик») на границе с Андижаном.

«Выявлено, что [крупные партии табачной продукции] разделяются на мелкие партии и передаются гражданам для транспортировки через границу через duty-free», — заявил он.

За последние четыре года (2020−2024) объем товаров, ввозимых через duty-free, увеличился почти в 10 раз.

Для борьбы с незаконным ввозом продукции в феврале 2024 года была введена система предварительных запросов в страну назначения транзитного груза. Если через территорию Узбекистана перевозятся табачные изделия, таможенные органы могут отправить запрос коллегам в страну назначения.

В ряде случаев ответы на запросы не поступали, а иногда выяснялось, что в Кыргызстане не существует указанных предпринимателей. В результате было возвращено 138 тонн табачной продукции.

Для регулирования сферы с 1 сентября 2024 года внедрён механизм, при котором таможенные платежи вносятся на депозитный счёт при транзите, а после завершения процедуры сумма возвращается.

Третий механизм: введена проверка подлинности акцизных марок принимающей страны.

В результате этих мер удалось сократить нелегальные транзитные потоки и увеличить объёмы официального импорта:

  • В 2019 году было импортировано 3,4 млн пачек.
  • В 2020 году — 2,5 млн пачек.
  • В 2021 году — 3,2 млн пачек.
  • В 2022 году — 369 тысяч пачек.
  • В 2023 году — 2,2 млн пачек.
  • За 11 месяцев 2024 года — 23 млн пачек.

Также значительно увеличились таможенные поступления. За 11 месяцев таможенные платежи с импорта табачных изделий составили 294 млрд сумов, что в 14 раз превышает показатели за аналогичный период прошлого года.

По словам Отабека Ибрагимова, эти меры показывают свою эффективность, но важно продолжать усиленный контроль на пограничных и таможенных пунктах для дальнейшего снижения уровня контрабанды.

В 13 крупных постах Узбекистана установлены инспекционно-досмотровые комплексы. Из госбюджета было выделено 148 млрд сумов на покупку ещё 6 таких комплексов, сообщил он.