Премьер-министр Абдулла Арипов 26 декабря подписал постановление о мерах по дальнейшему развитию сферы электронной коммерции в Узбекистане.

Согласно документу, операторами электронной коммерции (электронные торговые платформы/маркетплейсы, агрегаторы заказов и цифровые стриминговые сервисы) могут быть только юридические лица-резиденты Узбекистана.

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель просто предоставляет информацию о товарах, услугах или цифровых продуктах на своих интернет-ресурсах (например, веб-сайте или платформе), но при этом не участвует в процессе продажи или заключении электронных сделок и договоров, они не подпадают под регулирование электронной коммерции.

Например, субъектом электронной коммерции является интернет-магазин, где можно оформить заказ, оплатить товар и договориться о доставке. Но не является субъектом сайт-каталог, который только показывает информацию о товарах, но для покупки нужно связаться с продавцом по телефону или лично.

В законодательство вводятся новые понятия и термины для регулирования электронной коммерции и классификации её участников.

В частности, речь идёт об операторах агрегаторов заказов (сервисы доставки еды, Airbnb, Booking.com и другие), цифровых стриминговых сервисов (такие, как Netflix, Spotify, Twitch, Amazon Prime, Amazon Prime, Disney+) и электронных торговых платформах (Amazon, Temu, Pinduoduo, eBay, Etsy, AliExpress и т. д.).

Оператор агрегатора заказов — электронный субъект коммерции, который управляет агрегатором заказов и предоставляет покупателям (заказчикам) возможность поиска, систематизации, выбора и сравнения услуг.

Оператор цифрового стримингового сервиса — электронный субъект коммерции, управляющий цифровым стриминговым сервисом, предоставляющий пользователям доступ к цифровым продуктам, в том числе в реальном времени, с возможностью заключения онлайн-договоров и осуществления электронных транзакций.

Оператор электронной торговой платформы — электронный субъект коммерции, который управляет электронной торговой платформой, веб-сайтом или его страницами, предоставляет услуги пользователям, продавцам и покупателям, включая возможность заключения электронных договоров и проведения операций купли-продажи товаров от своего имени.

С 1 июля 2025 года вступят в силу новые требования:

  • деятельность операторов электронной коммерции станет уведомительной, а также будут введены новые требования и условия, в том числе внедрён реестр участников рынка;
  • сервисы, продавцы (юрлица, ИП), самозанятые (продавцы, курьеры и таксисты) должны проводить денежные расчёты в электронной коммерции только через отдельные банковские счета;
  • доходы самозанятых лиц, полученные через электронную коммерцию, будут учитываться через отдельные банковские счета, к которому прикрепят банковскую карту самозанятого лица. Поступающая на этот счёт сумма будет использоваться для определения дохода и признания плательщиком налога с оборота.

Особые условия для самозанятых курьеров и таксистов:

  • разрешено депонирование (размещение) денежных средств на отдельном банковском счёте для их дальнейшего перевода поставщикам товаров и услуг;
  • допускается приём наличных средств при доставке товаров или оказании услуг с возможностью их частичного оставления в распоряжении самозанятого лица.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и самозанятые могут экспортировать товары через курьерские и почтовые службы без обязательной регистрации контрактов в Единой электронной информационной системе внешнеторговых операций;

При этом электронные торговые платформы обязаны интегрировать свои системы с налоговыми и таможенными органами Узбекистана.

В течение трёх месяцев Национальное агентство перспективных проектов (НАПП) как уполномоченный орган в области регулирования и развития электронной коммерции должно внести в правительство предложения по изменению законодательства, включая:

  • введение новых терминов и понятий в сфере электронной коммерции;
  • введение уведомительного порядка для операторов электронной коммерции с 1 июля 2025 года;
  • ведение реестра субъектов электронной коммерции.

До 1 июля 2025 года, с привлечением международных экспертов, поручено разработать и внедрить стандартизированные формы отчётности для субъектов электронной коммерции.

Кроме того, планируется утвердить правила деятельности курьерских служб в сфере электронной коммерции, а также разработать механизмы онлайн-урегулирования споров в сфере.

Требования и условия для работы субъектов электронной коммерции в Узбекистане

Согласно постановлению, с 1 июля для работы в качестве оператора электронной коммерции в уведомительном порядке необходимо соблюдение следующих требований и условий:

  • Регистрация в качестве юридического лица в Узбекистане;
  • Соблюдение требований законодательства в области электронной коммерции, защиты персональных данных, авторских и смежных прав, защиты прав потребителей, рекламы и других нормативно-правовых актов;
  • Бесплатное предоставление информации о деятельности субъекта электронной коммерции по запросу уполномоченного органа;
  • Соблюдение правил розничной торговли;
  • Обеспечение функционирующей информационной системы, необходимой для предоставления услуг участникам электронной коммерции;
  • Гарантирование достоверности данных, указанных в уведомлении о начале деятельности;
  • Обязательная регистрация новых трудовых договоров, изменений и расторжений трудовых договоров, а также действующих договоров в комплексе «Единая национальная трудовая система» — если такие требования предусмотрены для определённых видов деятельности;
  • Уведомление уполномоченного органа в течение 10 рабочих дней после изменения наименования, местоположения (адреса) или открытия филиала и представительства;
  • Соблюдение иных требований и условий, учитывающих специфику деятельности, осуществляемой в уведомительном порядке.

Как пишет Spot, о необходимости регулирования электронной коммерции замдиректора НАПП Вячеслав Пак заявлял ещё в октябре. Он отметил, что несмотря на появление крупных международных игроков, таких как Wildberries и Ozon, ситуация складывается как «игра в одни ворота». Иностранным компаниям легче входить на рынок Узбекистана, тогда как местным предпринимателям сложнее экспортировать свои товары через зарубежные маркетплейсы.

Замглавы НАПП заявлял, что принимаются ряд мер:

  • поощрение открытия дочерних компаний в Узбекистане и налаживание прозрачных механизмов расчётов через национальную банковскую систему;
  • стимулирование использования местных логистических компаний для доставки товаров;
  • использование маркетплейсов для продвижения отечественных товаров на международные рынки.

Тогда представители Uzum Market и Yandex Uzbekistan просили отложить усиление регулирования, ссылаясь на то, что рынок не сформирован полностью.