В социальных сетях распространились сообщения об очередях на автомобильном полигоне в Пскентском район Ташкентской области.

С 1 ноября Агентство по техническому регулированию изменило порядок технического осмотра импортных автомобилей (мы публиковали подробный разбор). Транспортные средства, ввозимые из-за рубежа, проходят испытания не на таможенной территории, а на автомобильном полигоне в Пскенте.

Новый порядок распространяется на авто, импортируемые физическими лицами и частными предпринимателями, которые не являются официальными дилерами.

Испытания проводятся дочерней компанией агентства — госучреждением «Узбекский центр научных испытаний и контроля качества» (UzTest).

На прошлой неделе на полигоне пропала возможность записаться в электронную очередь для оценки соответствия автомобилей. Позже неисправность была устранена, но импортёры авто могут записаться на более поздние даты. Например, на момент публикации была доступна возможность взять очередь на 22 января. Талоны не выдаются на воскресенье.

В сети также появились сообщения, что на полигоне некоторые лаборатории по неизвестным причинам временно закрыты, и владельцам автомобилей необходимо подождать возобновления процесса как минимум до февраля. В UzTest опровергли «Газете.uz» эту информацию.

Реакция UzTest

Для организации упорядоченного прохождения испытаний автомобилей категории M1, импортируемых на территорию республики, на полигоне в Пскенте была внедрена электронная очередь через сайт my.gov.uz.

На сайте владельцы транспортных средств могут записываться в очередь, используя свой персональный идентификационный номер (ПИНФЛ).

На каждое транспортное средство выделяется 20 минут, что позволяет проводить испытания 72 автомобилей в сутки с учётом возможностей лаборатории, работающей круглосуточно, говорится в сообщении.

Однако в UzTest выявили, что владельцы автомобилей начали записываться в очередь на разные даты и время для одной и той же машины. Например, собственник ZEEKR взял электронные талоны на 22 января в 00:00 и 18:00, а также на 23 января в 12:00 для одного автомобиля. Это привело к превышению установленного лимита записей и нарушению очередности.

Для исправления ситуации в систему электронных записей внесены следующие изменения:

  • на один ПИНФЛ можно получить только одну запись в очереди до момента её использования;
  • неиспользованная запись будет автоматически удалена из системы;
  • время испытаний будет сокращено до 15 минут за счёт увеличения количества сотрудников лаборатории (до 96 автомобилей в день).

Хватит ли принятых мер для исправления ситуации?

Согласно официальным данным Таможенного комитета, за прошлый год в Узбекистан было ввезено суммарно 80 235 легковых автомобилей на 1,9 млрд долларов, что составляет около 6686 авто в месяц или 219 авто в сутки, что в три раза больше текущих мощностей полигона.

То есть даже увеличенных мощностей UzTest не хватит для техосмотра автомобилей.

Обвинение в монополии и нарушении законодательства

Telegram-канал autodeklarant указал, что по статье 5 закона «О техническом регулировании», в рамках основных принципов технического регулирования недопустимо совмещение одним органом полномочий по госконтролю и подтверждению соответствия. Также запрещается дискриминация предпринимателей и создание условий для недобросовестной конкуренции в сфере технического регулирования.

При этом органом, осуществляющим госконтроль в данной сфере, является Агентство по техническому регулированию. Тогда как организация UzTest, которая оценивает соответствие автомобилей в индивидуальном порядке, является подведомственным учреждением Агентства технического регулирования.

В ответ на это по запросу «Газеты.uz» в UzTest сообщили, что если у частных предпринимателей есть комплекс аккредитованных испытательных лабораторий и органов сертификации, которые обладают возможностью проводить полные испытания транспортных средств, их деятельность не будет подвержена каким-либо ограничениям.

На вопрос редакции, сколько случаев несоответствия было выявлено в ходе техосмотра иномарок с ноября, в Центре научных испытаний и контроля качества не озвучили конкретную статистику.

«В случае выявления недостатков в транспортных средствах, импортируемых в Узбекистан, их ввоз на территорию страны будет запрещён», — заявили в учреждении.

В марте стало известно о возможном ограничении неофициального импорта автомобилей китайской BYD. В постановлении президента от 18 марта об утверждении инвестиционного договора по организации производства электрических и гибридных транспортных средств в Узбекистане содержится пункт о том, что инвестор — компания BYD — обратился к правительству Узбекистана «об ограничении неупорядоченного импорта электромобилей, не соответствующих местным климатическим и дорожным условиям, а также не имеющих официальной гарантии». Президент поручил до 1 июля внести в правительство предложения, направленные на реализацию требования инвестора «на основании действующего законодательства, в том числе актов законодательства о конкуренции, а также принципов Всемирной торговой организации».

Представитель BYD Иван Цао в комментарии по этому поводу сообщил, что импортируемые неофициально автомобили не проходили тестирование на соответствие местному климату и окружающей среде, могут не соответствовать официальным экспортным стандартам и не покрываются гарантией. Внесение же в автомобили необратимых изменений может «нести скрытую опасность для долгосрочного безопасного использования».

В конце декабря прошлого года сообщалось об обсуждении в правительстве планов ужесточения правил ввоза автомобилей, включая электромобили. В частности, планировалось запретить с 2024 года завоз физическими лицами машин в коммерческих целях и вернуть порядок продажи новых иномарок только через официальных дилеров. Агентство техрегулирования сообщило, что тот проект был приостановлен из-за критики, но снова вернулся на повестку в апреле.