Президент США Джо Байден 13 января выступил в Госдепартаменте с речью об итогах внешней политики своей администрации. Он заявил, что за четыре года пребывания у власти его администрация укрепила отношения США с партнёрами и ослабила ключевых противников — Россию, Китай и Иран.
«Эпоха после холодной войны закончилась. Началась новая эра. За эти четыре года мы столкнулись с кризисами, нас проверяли… Идёт жёсткая конкуренция. Будущее мировой экономики, технологий, человеческих ценностей и многого другого. Прямо сейчас, на мой взгляд, благодаря нашей администрации Соединённые Штаты побеждают в глобальной конкуренции», — заявил Байден.
По словам Байдена, за время его президентства США и их союзники стали сильнее, а противники и соперники страны — слабее. В пример он привёл вторжение России в Украину в 2022 году.
«Когда [президент России Владимир] Путин вторгся в Украину, он думал, что завоюет Киев за считанные дни. Но с тех пор, как началась эта война — именно я единственный, кто стоял в центре Киева, а не он», — сказал президент США.
Он отметил, что три года спустя Путину не удалось достичь «ни одной из своих стратегических целей». «Он не смог подчинить Украину, не смог разрушить единство НАТО и получить больше территорий», — добавил Байден.
Он также упомянул войну Израиля с палестинской группировкой ХАМАС, начавшуюся после атаки 7 октября 2023 года, и с ливанским движением «Хезболла», поддерживаемым Ираном. По словам Байдена, «Иран стал слабее, чем был за последние десятилетия», «Хезболла» «тяжело ранена», а иранская экономика находится в «отчаянном положении».
Байден признал, что авторитарные государства — Китай, Иран, Северная Корея и Россия — теперь более тесно связаны друг с другом, но отметил, что это произошло скорее «из-за их слабости, а не силы».
Говоря о Китае, Байден напомнил, что, когда он вступил в должность, эксперты предсказывали неизбежное экономическое превосходство КНР над США. «Этого никогда не произойдёт», — заявил он, добавив, что ожидает от Китая и остальных стран соблюдения международных правил.
В конце речи Байден отметил, что перед США обязательно возникнут новые вызовы в следующие месяцы и годы, но подчеркнул, что оставляет следующей администрации «очень сильные карты».