Налоговый комитет Узбекистана отчитался о проделанной работе по легализации рынка такси, который ещё недавно находился в тени.

Если к лету 2024 года с информационными системами налоговых органов были интегрированы 142 агрегатора такси, то к концу года их число достигло 155.

Всего за год было совершено 319,06 миллиона поездок. Оборот от оказания услуг такси составил 5,89 трлн сумов (летом было 3 трлн сумов). Из них почти 4,5 трлн сумов (76,3%) оплачены наличными, 1,4 трлн сумов (23,7%) — картой.

Средняя стоимость одного чека выросла с 18 000 до 18 456 сумов по сравнению с августом.

Перевозкой пассажиров через агрегаторы занимаются около 498 тысяч самозанятых водителей. Больше половины водителей (57%), 283 680 человек, — в возрасте от 30 до 50 лет, 179 245 водителей (36%) — в возрасте до 30 лет, 35 004 человек (7%) — старше 50 лет.

Почти в четыре раза выросло число женщин-водителей: если в начале прошлого года их было только 1053, то к концу года через агрегаторы работало уже 4124 женщины.

Что касается заработка:

  • более 100 млн сумов за год на перевозках заработали 4697 водителей;
  • 50−100 млн сумов — 23,1 тысячи водителей;
  • 10−50 млн сумов — 114,6 тысячи водителей;
  • 5−10 млн сумов — 63,5 тысячи водителей;
  • 1−5 млн сумов — 136,4 тысячи водителей;
  • до 1 млн сумов — 155,5 тысячи водителей.

В Налоговом комитете ранее уточнили, что некоторые водители не занимаются регулярными перевозками пассажиров, а могут предоставлять услугу такси раз в неделю, поэтому их доход более чем за восемь месяцев мог составить меньше 1 млн сумов.

Пассажиров в основном перевозят на автомобилях Nexia (17,8%), Cobalt (16,9%), Lacetti (13,9%), Spark (10,7%) и Matiz (7,9%). 4906 водителей оказывают услуги такси на автомобилях Tracker, 1345 — Epica, 1560 — BYD Song, 1265 — Captiva, 1049 — Monza. Доля электромобилей составляет 1,2%.

Возраст автомобилей (с даты производства):

  • 1−3 года — 10,4%;
  • 3−5 лет — 9%;
  • 5−10 лет — 23,6%;
  • более 10 лет — 56,9%.

Возраст только 22 автомобилей составляет меньше 1 года.

Большая часть поездок зарегистрирована в Ташкенте — 51,6%. Доля других регионов заметно меньше: Самаркандская область — 7,65%, Ферганская — 7,56%, Бухарская — 6%, Андижанская — 5,74% и Каракалпакстан — 5%.

В 2024 году агрегаторы такси выплатили 156,8 млрд сумов налогов, 66,2 млрд сумов из которых — НДС.

В конце декабря 2023 года Комитет по конкуренции сообщил, что сервис Yandex Go занимает доминирующее положение на территории Узбекистана с долей 86,3% на рынке агрегаторов такси.

На недавнем совещании президент разрешил самозанятым оказывать услуги такси на постоянной основе (ранее действовал временный порядок). При этом поставлена задача урегулировать деятельность агрегаторов и чётко определить их обязательства перед государством, водителями и пассажирами.