В Узбекистане ожидается введение штрафов за движение автомобилей по полосам, предназначенных для общественного транспорта и специального транспорта (скорая помощь, пожарные расчёты). Это предусмотрено законом, принятым Законодательной палатой Олий Мажлиса на заседании во вторник. Документ направлен на одобрение в Сенат.
Действующие Правила дорожного движения уже запрещают движение и остановку на полосе для маршрутных транспортных средств. Заезжать на неё можно только в местах, обозначенных прерывистой линией разметки, для совершения поворота, а также посадки и высадки пассажиров, если это не создаёт помех движению общественного транспорта. Однако штраф за нарушение этих правил не был предусмотрен.
В Кодекс об административной ответственности вносятся положения, устанавливающие ответственность за нарушение правил движения по выделенным полосам для общественного транспорта.
В предлагаемой новой статье 128−7 КоАО за первое нарушение изначально предусматривалось введение штрафа в размере 3-кратной базовой расчётной величины (1,125 млн сумов), в случае повторного нарушения в течение года — 5 БРВ (1,875 млн сумов).
В третьей части этой же статьи предлагалось ввести штраф в 1 БРВ (375 тысяч сумов), если водитель, выехав с прилегающей территории и проехав выделенную полосу, не уступит дорогу транспортным средствам на проезжей части.
Однако, как сообщил депутат Улугбек Кабулов, сумму штрафа было решено снизить (на сколько, на заседании не было сказано), а третью часть статьи исключить, поскольку эта норма не предусмотрена в ПДД и может вызвать недопонимание на практике.
Парламентарий указал, что в штате Нью-Йорк (США) сумма штрафа за езду по выделенной полосе составляет от 50 до 250 долларов, во Франции — от 35 до 135 евро, в Германии — до 135 евро, в Беларуси — 12 и 24 доллара (за первое и повторное правонарушение), в Казахстане — 7 и 70 долларов.
При этом разрешается движение по этим полосам транспортным средствам оперативных и специальных служб, а также выезд на полосу в пределах 50 метров от въезда или выезда с прилегающей территории до прерывистой линии или ближайшего участка с прерывистой линией. Это возможно при условии, что движение общественного транспорта по полосе не будет затруднено. Кроме того, допускается перестроение на крайнюю правую полосу для посадки и высадки пассажиров.
В декабре спикер Законодательной палаты Нуриддин Исмоилов критиковал предложение о введении наказания, заявив, что водителю придётся платить штраф за два нарушения одновременно — за выезд на выделенную полосу и за несоблюдение требований дорожных знаков (знак, обозначающий полосу для общественного транспорта).
По этой причине в статью 128 КоАО (вождение водителями транспортных средств по пешеходным дорожкам, несоблюдение ими требований дорожных знаков и других правил дорожного движения) вводится уточнение, что за движение по выделенным полосам предусмотрен один штраф — только по новой статье 128−7.