С первых дней 2025 года, когда в Ташкенте отменили приём оплаты наличных в салонах автобусов, город несколько раз фиксировал рекордное число перевезённых пассажиров. Об этом на пресс-конференции 9 января заявили представители организаций, ответственных за систему общественного транспорта.
Напомним, с 1 января в салонах автобусов Ташкента больше нельзя платить наличными. Оплатить проезд можно более чем 10 способами безналичной оплаты: транспортными и виртуальными картами ATTO, бесконтактными картами UzCard и Humo любых банков, картами международных платёжных систем (Visa, MasterCard, UnionPay), а также платёжными приложениями Click, Uzum, Plum.
За наличные можно приобрести одноразовые билеты с QR-кодами, которые реализуются через инфокиоски компаний Paynet, Oson и Multipay, а также через офлайн-пункты Paynet. Стоимость таких билетов составляет 3000 сумов, тогда как за безналичную оплату взимается 1700 сумов.
Поскольку QR-билеты проходят валидацию наравне с безналичными способами оплаты и отображаются в системе ATTO, город получил возможность подсчитывать реальное число пассажиров.
Число перевозимых пассажиров в начале января 2025 года превысило показатели за аналогичный период 2024 года на 30−40%, заявил первый заместитель председателя правления компании «Тошшахартрансзихмат» (ТШТХ), оператора пассажирских перевозок столицы, Рустам Шамурадов.
«Из-за наличных мы не видели этих цифр. Отказ от наличных — это последовательная работа Министерства транспорта, и мы шли к этому шагу на протяжении четырёх лет. Это не просто так возникло. Были изучены причинно-следственные связи. Исследовав международный опыт, мы понимаем, что с научно-техническим прогрессом очень сложно спорить. Это естественная эволюция общественного транспорта», — сказал Рустам Шамурадов.
По словам директора АТТО Даврона Шаёкубова, если бы 8 января 1,3 миллиона перевезённых пассажиров платили наличными, суммарно они заплатили бы на 1,8 млрд сумов больше.
Начальник Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Ташкента Миракбар Икрамов отметил, что отмена приёма наличных в салонах повышает безопасность, поскольку водители не отвлекаются на приём денег, поиск сдачи. По этой же причине обеспечивается соблюдение графика. Кроме того, цифровизация обеспечивает финансовую прозрачность и позволяет собрать более детальную информационную базу для оптимизации маршрутов, изменению типов или количества подвижного состава на маршрутах.
«Простыми словами, если каждый пассажир оплачивает проезд безналичным способом, мы видим, сколько человек пользуются всем маршрутом в разное время суток, [а с помощью датчиков над дверью определяем,] на какой остановке сколько человек заходит. Возможно, на какой-то маршрут нужно поставить автобусы большей вместимости, на какой-то — меньшей. Возможно, где-то нужно сократить или увеличить интервалы между рейсами, а где-то увеличить время стоянки на автобусной остановке. [Работа с данными и оптимизация] повышают мобильность населения и привлекательность общественного транспорта», — добавил Миракбар Икрамов.
Отмена приёма наличных — один из шагов реформирования системы общественного транспорта. Согласно постановлению президента от 2023 года, весь общественный транспорт Узбекистана должен перейти на новую модель организации пассажирских перевозок — брутто-контракты. Механизм предполагает, что вся собираемая выручка перечисляется на специальный счёт бюджета города, а городская администрация оплачивает перевозчику выполнение рейсов по маршрутам на основании объёма выполненных работ.
Эта модель финансирования популярна во всём мире, на неё ежегодно переходят всё больше городов. Узбекистане же стал первой страной в СНГ, где брутто-контракты внедряются на национальном уровне — как правило, механизм финансирования городского транспорта определяется на уровне муниципалитетов.
Пресс-секретарь Министерства транспорта Узбекистана Навруз Аширматов отметил, что модель предполагает, что перевозчик гарантированно получает 10-процентную рентабельность за каждый маршрут при выполнении маршрутных показателей.
Как финансируется городской транспорт
Километр пути каждого маршрута имеет свою стоимость и зависит от рентабельности маршрута, рассказал Рустам Шамурадов. Эта стоимость выставляется на аукцион. Все перевозчики её видят. Один перевозчик предлагает 10 тысяч сумов за этот километр, второй — 8 тысяч. Перевозчики предлагают стоимость, исходя из своих расходов на топливо, зарплаты, техобслуживание и так далее. Выигрывает тот перевозчик, который предложит наименьшую стоимость.
К каждому маршруту город пишет свои требования: сколько рейсов туда и обратно должен совершать автобус, сколько машин должно быть на рейсе, какими должны быть интервалы в разные часы и дни недели. Кроме того, есть требования, что автобусы должны останавливаться на остановках. Мониторингом за соблюдением всех этих требований занимается отдельно сформированное государственное учреждение. Если перевозчик выполняет эти требования, рейсы оплачиваются.
В каждом автобусе есть GPS-трекер, который фиксирует геолокацию машины каждые две секунды и отправляет информацию в центр мониторинга. Кроме того, центр мониторинга может следить за поведением водителя: если он курит или пользуется мобильным телефоном, его штрафуют. Если он не останавливается на остановке, этот рейс автоматически не засчитывается. За незасчитанный рейс ТШТХ не получает деньги.
Центр мониторинга ежемесячно сдаёт ТШТХ отчёт о проделанной работе. Если перевозчик с чем-то не согласен, он может оспорить пункты отчёта. Тогда проводится дополнительная проверка.
Поскольку теперь проезд в общественном транспорте оплачивается исключительно безналичным способом (даже QR-билет проходит валидацию), все деньги от оплаты проезда поступают на счёт города. Если в конце месяца собранных с пассажиров денег не хватает на покрытие расходов перевозчика (расходами здесь считается сумма, согласно договору с городом, которую перевозчик получает за каждый засчитанный километр всех маршрутов), город покрывает перевозчику недостающую сумму.
«Новая система позволила компании „Тошшахартрансхизмат“ впервые за много десятилетий превратиться из убыточного предприятия в прибыльное, — отметил Рустам Шамурадов. — С точки зрения эксплуатации общественного транспорта и управления автобусный парком и водителями мы очень долго шли к [отмене приёма наличных]. Мы изменили систему мотивации водителей. Был отменён план, который существовал на протяжении десятков лет, когда водители были обязаны собрать какой-то объем наличности и привезти это в парк, сдать их».
Отмена наличных вновь актуализирует проблемы автобусных остановок, признали представители ответственных ведомств. АТТО, ТШТХ и хокимият Ташкента получали множество сообщений о недовольстве пассажиров отсутствием инфокиосков близ остановок. На многих из них нельзя установить инфокиоск, поскольку они не электрифицированы. На некоторых нет павильонов. По словам Миракбара Икрамова, в настоящее время хокимият Ташкента занимается решением этого вопроса.
Даврон Шаёкубов отметил, что в январе ожидается подписание очередного решения хокима Ташкента о внедрении новых тарифов. Предполагается, что по новому тарифу каждый десяток поездок в течение месяца будет дешевле предыдущих десяти.
По словам Миракбара Икрамова, после отмены приёма наличных соблюдение интервалов выросло на 28%. Поскольку оплата проезда — больше не головная боль водителей, они сосредоточены только на перевозке пассажиров, соблюдении графика и интервалов, а также безопасном вождении.
«Безналичная оплата позволяет нам изучить характер каждого маршрута, — сказал Миракбар Икрамов. — Мы со специалистами заново изучим каждый маршрут. Может, выяснится, что каким-то маршрутом пользуется значительно больше людей, чем мы думали, заполняемость автобуса выше. И тогда мы решим поставить большие машины на этот маршрут или сократить интервалы, чтобы людям было комфортнее. Потому что если в автобусе много народу, людям некомфортно и они не хотят пользоваться общественным транспортом. Может, каким-то маршрутом, наоборот, пользуется меньше людей. В 2025 году мы заново все это изучим».
Кроме того, анонсировал он, в апреле-мае ТШТХ планирует купить ещё 200 электробусов. Это даст возможность и сократить интервалы, и открыть новые маршруты, и охватить территории, не охваченные общественным транспортом.
Ранее «Газета.uz» писала, сколько новых автобусных маршрутов планируется открыть в Ташкенте, как будут использоваться 1000 новых автобусах и что нужно подготовить к их приезду.