До 1 января 2025 года, когда в городских автобусах Ташкента отменили приём наличных за оплату проезда, количество пассажиров, оплачивающих проезд наличными, составляло порядка 30%. Такой вывод можно сделать на основе суммы, которую водители сдавали в кассы автобусных парков. Об этом на пресс-конференции 15 января заявил глава Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Ташкента Миракбар Икрамов.
«Сегодня [одноразовым билетом с] QR-кодом оплачивают менее 1% пассажиров, хотя в первые дни этот показатель составлял 4%. 14 января автобусы обслужили 1,362 миллиона пассажиров. Это рекорд. 13 января было на 19 тысяч меньше. QR-кодами пользуются менее 10 тысяч пассажиров. Значит, число людей, оплачивающих безналично, в несколько раз выросло», — сказала Миракбар Икрамов.
Помимо транспортных карт АТТО, пассажиры оплачивают проезд банковскими картами, в том числе международных платёжных систем (Visa, MasterCard и другие), а также платёжными приложениями — Click, Uzum. Количество транзакций через эти системы тоже выросло в несколько раз.
Большинство пассажиров оплачивает проезд банковскими картами — 57%, картами ATTO пользуются 45% пассажиров. На долю платёжных приложений приходится лишь 4%, заявил глава Управления транспорта.
Ожидается, что в феврале число пассажиров, оплачивающих проезд QR-кодами, продолжит снижаться. Однако полного перехода на безналичную оплату город не ожидает, поскольку в мировой практике такого не бывает.
«Например, в Испании 10 поездок стоят 6 евро, а одна поездка 1,5 евро. Разово проезд оплачивают туристы, местные жители покупают много поездок. Наша цель — максимально перейти на безналичную оплату. Сейчас тариф на разовый QR-билет повысился именно с этой целью», — заявил Миракбар Икрамов.
«Мы понимаем, что 3000 сумов за поездку это много, что QR-билеты купить трудно, — добавил он. — У всех пассажиров может быть своё мнение по этому поводу. Мы понимали, что реформа не приведёт к тому, что все пассажиры сразу начнут платить безналично. Но через месяц люди, покупающие QR-билеты, подсчитают свои расходы, и поймут, что безналично платить дешевле».
«Пройдёт немного времени, и число пассажиров, оплачивающих проезд QR-билетами, упадёт до менее чем 0,1%. Таких поездок может быть 700−1000 в день», — убеждён глава управения.