Компания «Тошшахартрансхизмат» (ТШТХ) в 2025 году планирует обучить вождению городских автобусов и трудоустроить в качестве водителей 500 женщин. Об этом на пресс-конференции в среду заявил первый заместитель председателя правления компании Рустам Шамурадов.

Сегодня среди водителей столичных автобусов всего две женщины, они работают на маршрутах №№67 и 51. Это стало возможно после того, как правительство Узбекистана исключило из законодательства норму, которая не позволяла женщинам управлять пассажирскими автобусами и тяжёлым транспортом.

Теперь ТШХТ планирует привлечь больше водительниц.

«Если у женщин есть права категории D и Е, мы можем взять их на работу. В этом году планируем обучить 500 женщин для управления 200 автобусами (с учётом посменной работы — ред.). Потому что нам очень нравится качество работы этих двух женщин, которые сейчас работают. У них меньше нарушений. Они не курят и не пользуются телефоном за рулём, вовремя приходят на работу. Пожалуйста, сообщите своим читателям, что мы нанимаем женщин», — сказал Рустам Шамурадов, обращаясь к СМИ.

Слева направо: Миракбар Икрамов, Рустам Шамурадов.Слева направо: Миракбар Икрамов, Рустам Шамурадов.

«Женщины аккуратнее водят и их можно посадить за электробусы, поскольку управление электробусом немного отличается от управления автобусами с [двигателем внутреннего сгорания]», — добавил глава Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Ташкента Миракбар Икрамов.

Он пояснил, что на некоторых маршрутах, по которым курсируют электробусы, наблюдались случаи, когда водители не выполняли требуемое количество рейсов из-за разрядки аккумулятора. Пассажиры, в свою очередь, жаловались на недостаточное количество автобусов и большие интервалы. В ходе проверок техники ТШТХ выяснили, что причиной было неправильное управление электробусами.

«Когда в Ташкент приехали первые электробусы в количестве 20 штук, мы их тестировали летом и зимой. По нашим техническим требованиям заряда аккумулятора электробуса должно хватать на 350 км. Электробусы ездят по тем маршрутам, где сумма протяжённости всех рейсов, которые должен осуществлять этот маршрут в рамках своего графика, составляет 300 км с отклонениями в 10−15 км, — сказал Миракбар Икрамов. — Когда водители электробусов заезжали в парк, у всех оставался разный объём заряда аккумулятора. У кого-то 5%, у кого-то 25%. Мы изучили проблему и поняли, что водители неправильно эксплуатируют электробус. Эксплуатация имеет очень большое значение».

Рустам Шамурадов объяснил, что двигатель электробуса расходует электроэнергию при нажатии на педаль газа. Когда водитель отпускает педаль, система переходит в режим рекуперации, при которой энергия возвращается в батарею. Это позволяет использовать инерцию электробуса для восстановления заряда. Водители, привыкшие управлять машинами с ДВС, поначалу не учитывают этого. Они ожидают, что, если отпустить педаль газа, машина будет катиться свободно, а не замедляться. Поэтому они снова «газуют».

Миракбар Икрамов добавил, что ТШТХ ежемесячно проводит инструктаж водителей, напоминая им об этих особенностях электробусов, чтобы унифицировать характер вождения на всех маршрутах.

Кроме того, ТШТХ подписала соглашение с немецкой компанией Deutsche Bahn о проведении курсов повышения квалификации водителей с дальнейшей выдачей лицензии. Для её получения водители должны будут в том числе выполнить задания, направленные на устранение проблем, выявленные перевозчиком.

Deutsche Bahn — крупнейшая железнодорожная компания Германии. Помимо управления железнодорожной инфраструктурой, пассажирскими и грузовыми перевозками, компания занимается обучением и повышением квалификации сотрудников в транспортной сфере, включая водителей общественного транспорта.