После отмены приёма наличных за оплату проезда в автобусах Ташкента в социальных сетях появилось множество сообщений о том, что водители перестали останавливаться на остановках.

На пресс-конференции 15 января первый заместитель председателя правления компании «Тошшахартрансхизмат» (ТШТХ) Рустам Шамурадов объяснил, что с 2024 года городской пассажирский транспорт финансируется по новой модели — брутто-контракты.

Раньше водители должны были сдавать дневной план по выручке в кассы автобусных парков. От выполнения этого плана зависела их заработная плата. С переходом на новый механизм зарплата водителей зависит от выполнения показателей маршрута: соблюдения графика и интервалов, Правил дорожного движения, требуемого количества рейсов, а также от опозданий и поведения в автобусе (курение, использование телефона за рулём).

Однако несмотря на новую систему финансирования, после отмены плана в 2024 году водители продолжали собирать наличность и сдавать её в парк, поскольку приём наличных не был отменён. Хотя зарплата водителей уже не зависела от плана, соблазн собрать побольше денег приводил к гонкам и простою транспорта на автобусных остановках.

По словам Рустама Шамурадова, если водитель не останавливается на остановке, ему не засчитывается весь рейс, а значит компании ТШТХ не оплачивают стоимость этого рейса. В каждом автобусе есть GPS-трекер, который фиксирует геолокацию машины каждые две секунды и отправляет информацию в центр мониторинга — государственное госучреждение «Мониторинг и контроль за пассажирскими перевозками», подчиняющееся Управлению транспорта Ташкента.

Кроме того, центр мониторинга может следить за поведением водителя: если он курит или пользуется мобильным телефоном, его штрафуют.

Все данные GPS-трекера автоматически высвечиваются в информационной системе IVMS (интеллектуальная система управления транспортом). Центр мониторинга хранит GPS-историю каждого автобуса в течение года. Специалисты могут посмотреть, на сколько секунд водители останавливались на каждой остановке, где они превышали скорость и другие данные.

«Если водитель не остановился на остановке, мы в минусе, а значит и водитель штрафуется. Когда выходит много сообщений о том, что водитель не остановился, ездил с выключенным табло, но ехал по своему маршруту, значит, у этого автобуса закончился график и он едет в парк. Кто первый начал, тот первый заканчивает. Соответственно, он может в 9 часов закончить маршрут», — сказал Рустам Шамурадов.

При этом он признал, что есть водители, которые для выполнения маршрутных показателей рейса останавливаются на остановках, но не открывают двери.

«Мы просим пассажиров сообщать нам о таких нарушениях в колл-центр 1062. Достаточно сказать госномер автобуса или гаражный номер (указывается по бокам автобуса — ред.), дату, время и остановку. Мы сможем проверить это по камерам. Если это нарушение подтвердится, мы уволим водителя, потому что они саботируют работу общественного транспорта. Это враг системы и сопротивление нововведениям», — заключил Рустам Шамурадов.

По его словам, сейчас компания не испытывает проблем с нехваткой водителей, поскольку им значительно подняли зарплаты.

«Мы можем два раза водителя оштрафовать, а потом увольняем, — заявил Рустам Шамурадов. — У нас есть „чёрный список“ водителей, чтобы их не трудоустраивали ни в один парк. Такого никогда не было. Области тоже просят поделиться этим списком, потому что они не хотят работать с недобропорядочными водителями».