В начале января после прекращения приёма наличных в салонах автобусов СМИ распространили информацию о том, что пассажиров, оплативших проезд наличными, будут штрафовать. Позднее Министерство транспорта Узбекистана заявило, что штрафы полагаются за безбилетный проезд, а не оплату проезда наличными.
При том, что население может всё ещё испытывать трудности с покупкой билетов через инфокиоски, город «дал отсрочку на наложение штрафов за безбилетный проезд». Об этом на пресс-конференции 15 января сказал начальник Управления транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Ташкента Миракбар Икрамов.
«Мы думаем, как быть с людьми, которые не оплачивают проезд, — отметил первый заместитель председателя правления компании „Тошшахартрансхизмат“ Рустам Шамурадов. — У нас над дверями есть датчики, камеры. Есть данные, сколько людей выходят, сколько людей заходят в автобус, сколько людей оплачивают. Пока все должны освоиться в новой системе. Контролёры ещё не ходят. Когда инспекторы выйдут на контроль и начнут ловить „зайцев“, мы предполагаем, число перевозимых пассажиров вырастет».
По постановлению правительства, принятому в рамках реализации решения президента о реформировании системы финансирования городского пассажирского транспорта, оплату проезда в автобусах Ташкента будут контролировать инспекторы.
40 инспекторов наняты в государственное госучреждение «Мониторинг и контроль за пассажирскими перевозками», подчиняющееся Управлению транспорта Ташкента. Ещё 40 сотрудников контролируют соблюдение графиков и данные камер в салонах автобусов из центра мониторинга, пояснил «Газете.uz» Миракбар Икрамов.
«У нас же брутто-контракт. Инспекторы проверяют соблюдение требований брутто-контракта. Это касается не только пассажиров и безбилетников, но и проверки перевозчика: чистый ли автобус, какое у него техническое состояние, как одет водитель. Этим занимаются инспектора, работающие на улице. Другие 40 человек в центре мониторинга смотрят камеры, данные информационной системы управления транспортом, где отображается соблюдение графика, интервалы, остановка на станциях. Инспектора, работающие на улице, по поручению инспекторов центра мониторинга могут проверять отдельные маршруты и автобусы. Они пишут протокол и сдают его в Управление транспорта. Отчёт влияет на расчёт с перевозчиком», — сказал Миракбар Икрамов.
Инспектора на улице работают в связке с центром мониторинга, добавил он. Если центр мониторинга видит, что в один понедельник один автобус перевёз 1000 пассажиров, а в другой — 900, он может отправить контролёра проверить этот автобус.
«Может, там зайцев стало больше или водитель стал деньги брать, либо сервис испортился», — пояснил глава Управления транспорта.
Сегодня инспекторов обеспечивают планшетами и обучает работе. По словам Рустама Шамурадова, когда безбилетников начнут штрафовать, контролёры начнут проверять оплату проезда специальными валидаторами.
Директор компании АТТО Даврон Шаёкубов отметил «Газете.uz», что программного решения для проверки оплаты проезда банковской картой через валидатор инспектора пока нет. Однако при повторном прикладывании банковской карты к валидаторам рядом с дверями в салоне автобуса на экране отображается текст: «Хотите оплатить ещё раз?» Если пассажир желает оплатить повторно, он может нажать «Да».
Банковскими картами можно оплачивать проезд в одном автобусе до пяти раз в час, а транспортными картами — один раз в полчаса, сказал Даврон Шаёкубов.
Будут ли штрафовать безбилетников с начала февраля, пока неизвестно, добавил Миракбар Икрамов.
«Люди сначала должны привыкнуть, а мы — устранить недостатки. Но я думаю, что в феврале людей, оплачивающих проезд QR-билетами, будет ещё меньше. В первые дни оплачивающих QR-билетами было 4% от общего числа пассажиров. Сейчас меньше 1%», — сказал он.
«У людей должна появиться культура оплачивать проезд добровольно. Неуплата проезда должна стать нонсенсом», — добавил Рустам Шамурадов.