На пресс-конференциях 9 и 15 января, посвящённых отмене приёма наличных в салонах автобусов Ташкента, ряд журналистов интересовался, как оплачивать проезд пенсионерам, которым сложно пользоваться смартфонами и разбираться в работе инфокиосков.
Первый заместитель председателя правления компании «Тошшахартрансхизмат» Рустам Шамурадов отметил, что в Узбекистане, в отличие от многих стран и городов, где нельзя оплатить проезд наличными в салонах автобусов, имеется более 10 способов оплаты проезда. Большинство муниципалитетов ограничивают возможности пассажиров транспортной картой, работающей в пределах города, и иногда картой одного банка.
В Узбекистане принимаются бесконтактные карты всех банков. Оплатить ими проезд можно во всех городах, где есть безналичная оплата проезда.
«Я не могу себе представить человека, у которого сегодня нет банковской карты, — сказал Рустам Шамурадов. — У нас всё приходит на карту… Нужно просто донести правильную информацию. Наличность для общественного транспорта — это зло».
Директор АТТО (оператор системы автоматизированной оплаты проезда) Даврон Шаёкубов отметил, что сегодня на руках населения Узбекистана более 25 миллионов карт. Пенсионеры могут оплачивать проезд банковскими картами, на которые им начисляется пенсия.
«Практически все пенсионеры в стране на протяжении 2020−2022 годов стали владельцами банковских карт. В период пандемии, когда города были закрыты, по всей стране под эгидой Центрального банка всем пенсионерам раздали банковские карты. Два года назад невозможно было сказать об этом уверенно, но сейчас мы можем утверждать, что в стране нет не бесконтактных карт. Возможно, кто-то ими сейчас не пользуется. Но мы с „Халк банком“ прорабатываем вопрос открытия дополнительной телефонной линии, чтобы максимально оповестить население о возможности оплаты проезда в общественном транспорте теми картами, которые они раздали. В дополнение к этому они будут просить своих сотрудников, начисляющих пенсии наличными, чтобы они просили махаллинские комитеты оповещать о преимуществах банковских карт получателей пенсий наличными», — сказал Даврон Шаёкубов.
Кроме того, пенсионеры могут купить транспортные карты в отделениях почты и кассах метрополитена, хотя там может наблюдаться их дефицит. До конца месяца в продажу поступят ещё 200 тысяч карт, заявили в АТТО.
Пенсионерам может быть сложно пополнять баланс транспортной карты и покупать разовый QR-билет для оплаты проезда в автобусах через инфокиоски. Поэтому АТТО совместно с компанией Paynet добавила возможность реализации QR-билетов и пополнения транспортных карт через офлайн-пункты Paynet, где граждан обслуживают люди. Всего таких пунктов в Ташкенте более 2500, заявил Рустам Шамурадов. Они находятся в магазинах, на автобусных остановках и газетных ларьках.
Преимущество офлайн-пунктов в том, что, если для печати билета закончится бумага, оператор может загрузить новую катушку. С инфокиосками такой возможности нет — но при отсутствии бумаги QR-билет на экране инфокиоска можно сфотографировать на смартфон.
Таким образом, вместе с более 5000 инфокиосков операторов Paynet, Oson и Multipay число пунктов продажи одноразовых QR-билетов достигло 8000. При том, что разовыми QR-билетами оплачивают всего 10 тысяч поездок (и эта цифра будет падать) из более чем 1,3 миллиона, на один пункт продажи приходится всего 1,25 билета.
Напомним, оплачивать проезд можно физическими и виртуальными транспортными картами АТТО, банковскими картами любых банков, в том числе международных платёжных систем (Visa, MasterCard, UnionPay) и платёжными приложениями Click, Uzum, Plum.
После ввода в оборот социальных карт у населения появится возможность оплачивать проезд и ими, заявил начальник Управления транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Ташкента Миракбар Икрамов.
«Мы с Агентством социальной защиты обсуждаем вопрос оплаты проезда социальной картой. Её получат и люди с инвалидностью, и пенсионеры. Это сейчас проект. Но список потенциальных держателей этой карты уже есть», — сказал Миракбар Икрамов.
На вопрос о бесплатном проезде пенсионеров он ответил, что здесь необходим глубокий анализ.
«Как это отразится на бюджете, сколько людей будут так оплачивать проезд? Когда у нас будут цифры по числу таких пассажиров, мы увидим, во сколько это обойдётся бюджету», — сказал Миракбар Икрамов.
Рустам Шамурадов добавил, что бесплатный проезд «убьёт отрасль» и направит вектор развития вниз. В некоторых городах Европы, где проезд в общественном транспорте бесплатный, другая система система налогооблажения для граждан. Кроме того, там могут быть другие расходы бюджета, сказал он.
Достаточно ли хорошо было оповещено население
Отмена оплаты проезда наличными ожидаемо вызвала недовольство среди части пассажиров . Несмотря на оповещение, многие не знали, как приобрести билеты.
По словам Рустама Шамурадова, с конца сентября, когда о реформе было заявлено впервые, в салонах всех городских автобусов были развешаны плакаты с объявлением. Кроме того, на табло в салонах более 1000 автобусов показывали видеоролики об этом, которые сопровождались звуковым уведомлением.
Плакаты также разместили в вагонах метрополитена и на автобусных остановках. Объявления были на страницах ТШТХ и компании АТТО в социальных сетях.
К оповещению населения были привлечены 40 инспекторов, которые объясняли, как можно будет оплатить проезд, и на больших автобусных остановках показывали, как работают инфокиоски.
«Мы говорили водителям, чтобы они не брали деньги, и объясняли пассажирам, как теперь оплачивать проезд, — сказал Миракбар Икрамов. — В первые дни января эту работу также проводили инспекторы. Люди могли не знать об изменения по разным причинам: не видели плакаты, не смотрели и не слышали рекламу. Водители объясняли, и люди понимали, что в следующий раз при посадке они должны купить билет».