Для управления мопедами и скутерами в Узбекистане вводятся новые требования. До 1 марта их необходимо зарегистрировать в органах СБДД, получить государственные номерные знаки и водительское удостоверение категории «A», сообщили в СБДД МВД.
Что изменилось в Правилах дорожного движения?
17 июля прошлого года постановлением Кабинета министров №429 в Правила дорожного движения были внесены изменения, согласно которым мопеды и скутеры перестали приравниваться к велосипедам. Ранее они должны были двигаться по велосипедным дорожкам (если они есть) или по краю проезжей части. Они не могли пересекать многополосные дороги, поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с двумя и более полосами в одном направлении.
После изменений мопедам и скутерам предоставлены права, аналогичные автомобилям и мотоциклам. Теперь их водители могут:
- перемещаться по любой полосе дороги;
- поворачивать налево и разворачиваться на многополосных дорогах;
- пользоваться общими правами и обязанностями, установленными для других транспортных средств, т. е. они выведены из категории велосипедов и включены в категорию автомобилей.
Водительские права
Для безопасного передвижения водители мопедов и скутеров должны знать и соблюдать ПДД, поэтому согласно постановлению Кабмина (№493) от 9 августа 2024 года они должны проходить обучение и получать водительские права категории «A».
С 1 марта управление мопедом или скутером без водительского удостоверения категории «A» будет запрещено.
Регистрация и номера
МВД представило проект постановления о регистрации мопедов и скутеров в марте. Тогда планировалось запустить выдачу номеров для них с 1 июля и запретить эксплуатацию мототранспорта без регистрации на дорогах общего пользования с 1 января 2025 года.
Постановлением правительства от 17 июля регистрация мопедов и скутеров стала обязательной. Требование вступит в силу с 1 марта 2025 года.
В СБДД объяснили необходимость изменений следующими факторами:
- Регистрация мопедов и скутеров позволит вести их точный учёт и привязывать их к владельцам;
- Наличие номеров упрощает идентификацию нарушителей. Камеры видеонаблюдения и сотрудники патрульной службы смогут эффективно фиксировать нарушения;
- Нередко водители мопедов и скутеров игнорируют сигналы светофора, дорожные знаки и разметку, создавая аварийные ситуации. Регистрация и идентификация помогут снизить такие случаи.
Временное положение
8 июля прошлого года правительство утвердило временное Положение о порядке государственной регистрации мопедов и скутеров, находящихся в эксплуатации, которое действует с 18 октября до 28 февраля 2025 года.
Для мопедов и скутеров с объёмом двигателя от 25 до 50 куб. см либо с мощностью электродвигателя от 0,25 до 4 кВт и максимальной скоростью от 25 до 50 км/ч вводится обязательная государственная регистрация и выдача государственных номерных знаков.
Как отмечалось выше, с 1 марта управление такими транспортными средствами будет возможно только при наличии водительского удостоверения категории «A».
Регистрация осуществляется территориальными регистрационно-экзаменационными отделениями СБДД МВД Узбекистана.
Владельцы должны предоставить следующие документы для регистрации:
- Документ, удостоверяющий личность владельца мопеда или скутера, либо представителя, а также доверенность, выданную владельцем (при наличии представителя);
- Заявление установленного образца от владельца или представителя мопеда или скутера;
- Документ, выданный торговыми организациями (производителем, его представителем или посредником, например, дистрибьютором или дилером), содержащий технические характеристики мопеда или скутера (модель, идентификационные номера рамы и двигателя, мощность двигателя, полная масса и другие данные), если он имеется;
- Документ, подтверждающий право собственности или иные имущественные права на мопед или скутер, либо документ, подтверждающий его покупку, если он имеется;
- Банковский платёжный документ, подтверждающий оплату сборов за государственную регистрацию мопеда или скутера, выдачу регистрационного номера и свидетельства о регистрации (за исключением случаев оплаты через электронные платёжные системы).
В случаях отсутствия некоторых документов предоставляется объяснительная записка.
Транспортные средства проверяются на соответствие техническим характеристикам и сравниваются с базой данных угнанных транспортных средств.
Мопеды и скутеры, импортируемые в Узбекистан, будут учитываться через систему обмена данными с Таможенным комитетом.
Если мопед или скутер вызывает подозрение в подлинности номеров агрегатов, транспортное средство направляется на экспертизу. В случае выявления нарушений материалы передаются следственным органам.
Положение, как отмечено выше, действует до 28 февраля, с 1 марта регистрация будет проходить на основе постановления Кабинета министров от 11 сентября 2017 года (№683),
Расходы на регистрацию мопеда и скутера
Заявление и подача документов — 37 500 сумов.
- 1. Госномер — 562 500 сумов.
- 2. Техпаспорт — 262 500 сумов.
- 3. Регистрация — 562 500 сумов.
Итого: 1 420 000 сумов
Помимо этого, желающие получить права должны пройти обучение в автошколе. Мы писали об их массовом закрытии по всей стране из-за введения более строгих лицензионных требований. Цены на обучение резко повысились.
Затем необходимо сдать экзамен в экзаменационном центре, с 20 января его стоимость составляет 1 млн сумов: 500 тысяч — за теорию, 500 тысяч — за практику (при повторной сдаче цена повышается до 600 тысяч сумов).
Чем отличается мопед от скутера
Мопед — транспортное средство с максимальной скоростью от 25 до 50 км/ч и объёмом двигателя от 25 до 50 куб. см.
Скутер — транспорт с электродвигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт и скоростью от 25 до 50 км/ч.
Более мощные электрические транспортные средства приравнены к электромотоциклам.