В Узбекистане устанавливается уголовная ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения. Это предусмотрено законом, который был принят Сенатом Олий Мажлиса на заседании в пятницу.

Председатель Комитета Сената по вопросам обороны и безопасности Кутбидин Бурханов, озвучивший статистику по ДТП и погибшим, назвал основными причинами этих ДТП игнорирование гражданами ответственности, установленной законодательством, а также незнание правил дорожного движения.

По данным Сената, в 2021 году выявлено 40 542 нарушений, связанных с управлением автомобиля в нетрезвом виде, в 2022 году — 47 365, в 2023 году — 41 866, в 2024 году — 31 436.

«Только в 2024 году было выявлено около 8000 водителей, которые повторно управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, после того как уже были привлечены к административной ответственности за аналогичное нарушение», — сказал сенатор.

В период с 2020 по 2024 годы в результате управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения произошло около 600 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 322 человека.

Сегодня за нетрезвое вождение по статье 131 Кодекса об административной ответственности предусмотрен только штраф в размере 25 базовых расчётных величин (9,37 млн сумов) с лишением права управления автомобилем от 1,5 до 3 лет.

Согласно закону, одобренному Сенатом, этот штраф увеличивается с 25 до 40 БРВ (15 млн сумов).

Штраф за то же правонарушение, совершенное лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, увеличивается с 40 БРВ до 50 БРВ (18,75 млн сумов) с сохранением административного ареста на 15 суток.

Уголовный кодекс дополнятся статьёй 261−1 (управление транспортным средством в состоянии опьянения или уклонение от прохождения освидетельствования). Состав преступления звучит так:

«Управление транспортным средством водителем в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения или под воздействием психотропных веществ, их аналогов, либо других веществ, влияющих на сознание и рассудок, а также уклонение от прохождения освидетельствования на состояние опьянения или наличие таких веществ в организме, если подобное деяние совершено после применения административного наказания за аналогичное нарушение». Текст приведён в соответствии с версией закона, принятого Законодательной палатой. Сенат пока не делился документом для ознакомления.

В результате за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного ли другого опьянения устанавливается уголовная ответственность: лишение определённых прав сроком до 3 лет, исправительные работы сроком от 2 до 3 лет или лишение свободы сроком от 2 до 3 лет.

Сегодня за управление транспортными средствами лицами, лишёнными этого права, предусмотрен штраф в сумме 10 БРВ (3,75 млн сумов).

Кроме того, Уголовный кодекс дополняется статьёй 261−2 (управление транспортным средством лицом, лишённым этого права). Если это деяние совершено после применения административного наказания за аналогичное нарушение, за него предусматривается штраф в размере от 50 до 100 БРВ (от 18,75 млн до 37,5 млн сумов), либо исправительные работы сроком до 2 лет, либо лишение свободы на срок от 2 до 3 лет.

Часть 3 статьи 131 КоАО (передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения) переводится в статью 140 (допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, или лиц, не имеющих права управления транспортными средствами).

Сейчас это влечёт наложение штрафа в сумме 25 базовых расчётных величин с лишением права управления транспортным средством от 2 до 3 лет. Поправками сумма штрафа увеличивается до 30 БРВ, а за повторное нарушение водитель будет наказываться штрафом в 50 БРВ или административным арестом до 15 суток.

Практически все статьи, связанные с управление транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, уточняются и расширяются понятиями «психотропных веществ, их аналогов, либо других веществ, влияющих на сознание и рассудок».

Закон направлен на подписание президенту.

В 2022 году СБДД разработало поправки по ужесточению наказания за управление транспортными средствами в состоянии опьянения (статья 131 КоАО). Штраф планировалось увеличить с 25 до 50 базовых расчётных величин с лишением права управления автомобилем на 5 лет (сейчас — от 1,5 года до 3 лет).

За уклонение водителей автомобилей и других участников дорожного движения от прохождения освидетельствования на состояние опьянения (статья 136 КоАО) предлагается лишать водительских прав на 3 года (сейчас — от 1,5 до 3 лет).

Однако, как видно из текущего закона, ужесточается наказание за повторное правонарушение, а не за первое.