Водитель автобуса Isuzu SAZ HC 40 4 января сбил 27-летнюю Дарью Бугрееву, сотрудницу компании Afisha Media. ДТП произошло на пересечении улиц Паркент и Мирзо Улугбека в Ташкенте — одном из самых опасных и неправильно спроектированных перекрёстков столицы.
Прыжок спас жизнь
Девушка рассказала «Газете.uz», что 4 января около 19:00 вышла с работы и направилась на автобусную остановку. На зелёный сигнал светофора она направилась к посольству Ирана от Института усовершенствования врачей. В это время автомобилям, движущимся по улице Мирзо Улугбека, горел зелёный свет (поворот направо здесь разрешён всегда).
«Я всегда осторожна на этом перекрёстке. Часто машины не уступают пешеходам на зелёный свет, поэтому перед началом перехода я убедилась, что все машины остановились, и только потом пошла. Уже почти на середине дороги я боковым зрением заметила фары приближающегося автобуса. Он мчался прямо на меня и явно не успевал остановиться. Единственное, что я успела сообразить в тот момент, — это прыгнуть вперёд, чтобы меня не закрутило под колёса. Думаю, это спасло мне жизнь. Удар был сильным, но меня отбросило в сторону достаточно далеко, чтобы водитель успел сманеврировать и не проехаться сверху», — вспоминает она.
Во время ДТП девушка оставалась в сознании. По её словам, сначала она не чувствовала сильной боли и полагала, что отделалась лёгкими травмами. Но спустя несколько минут её самочувствие резко ухудшилось: на фоне болевого шока появились сильное головокружение, тошнота и предобморочное состояние. На помощь пострадавшей подбежали прохожие, а также водитель другого автомобиля, который остановился перед пешеходным переходом. Они помогли девушке подняться и дойти до машины, чтобы отвезти её в больницу. Водитель автобуса поехал за пострадавшей и оставался с ней до завершения диагностики.
Водитель, оказавшийся очевидцем аварии, отвёз Дарью в старое здание Ташкентской медицинской академии, где ей оказали первую медицинскую помощь. По дороге девушка успела связаться с супругом и попросила его приехать. Врачи ТашМИ вызвали скорую помощь и сообщили о ДТП в ГУВД. «Скорая» доставила Дарью в Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи (бывшую 16-ю городскую больницу), где врачи провели комплексную диагностику, включая рентген, УЗИ и КТ. Ей сделали необходимые инъекции (от столбняка и обезболивающие) и обработали раны.
По результатам обследования врачи диагностировали компрессионный перелом одного из позвонков и краевой перелом другого. Медики отметили, что девушке чудом удалось избежать более серьёзных последствий: спинной мозг не был задет, операция не потребовалась. Дарье дали положительный прогноз на восстановление при условии строгого соблюдения всех медицинских рекомендаций и ношения корсета. Она решила отказаться от госпитализации и проходить лечение амбулаторно.
«Врачи сказали, что восстановление займёт около двух-трёх месяцев. Первые 10 дней мне был прописан строгий постельный режим, а после — недолгие подъёмы и хождение в корсете. Постепенно разрешили недолго сидеть. Сейчас любые физические нагрузки запрещены, но прогнозы положительные», — сказала Дарья.
Непонятный административный процесс для пострадавших
У пострадавшей возникли сложности с правовой стороной дела. После диагностики в больнице врачи передали Дарье медицинское заключение и сообщили, что сотрудники органов внутренних дел свяжутся с ней для заведения дела. В первый раз из ГУВД ей позвонили в день происшествия, однако дальнейшая работа органов внутренних дел затянулась.
«Во время диагностики мне позвонили из ОВД, спрашивали про номер автобуса и контакт водителя. Супруг сообщил, что водитель рядом, и передал ему трубку. Они поговорили, и виновника в тот же день вызвали в отделение. Автобус был помещён на штрафную стоянку. Вернувшись домой, мы начали ждать звонка из ГАИ или ГУВД, не понимали своих дальнейших действий. В интернете можно найти множество статей о том, что делать водителю, если он сбил человека, но нет чётких инструкций о том, как действовать в таких ситуациях пострадавшему. Нехватка информации стала для нас большой проблемой», — рассказывает Дарья.
На следующий день после ДТП Дарья решила позвонить по тому же номеру, с которого во время диагностики звонили сотрудники ОВД. Ей ответили, что она ошиблась номером. После этого она обратилась в РОВД Мирзо-Улугбекского района, где ей дали тот же номер. На этот раз абонент был недоступен.
В течение нескольких дней Дарья пыталась выйти на связь с разными ведомствами: звонила в ГУВД, оставляла заявки через номер 102, но все обещания о том, что с ней свяжутся, оставались невыполненными. Единственными, кто проявил интерес, были сотрудники единой экстренной службы 112. Они уточнили, есть ли у пострадавшей претензии к органам внутренних дел. Однако этот звонок не привёл к разрешению проблемы.
На шестой день после аварии Дарья связалась с братом виновника ДТП, который ранее выражал сочувствие и навещал её в больнице. Он помог ей выйти на связь с назначенным следователем в ГУВД. Только после этого пострадавшей удалось узнать, на каком этапе находится расследование и что делать дальше.
12 января Дарья прошла судебно-медицинскую экспертизу, которую организовала семья водителя автобуса. Заключение судебно-медицинской экспертизы, а также запись с видеорегистратора водителя-очевидца были переданы следователю, однако он ещё не ознакомился с ними. Виновник ДТП полностью признал свою вину, извинился перед девушкой и пообещал компенсировать ущерб. Согласно договорённости, компенсация за лечение и моральный вред составила 10 млн сумов. В настоящий момент супруги ожидают полной выплаты компенсации.
«Он частично уже возместил расходы, остальное обещал отдать на неделе. Если всё будет урегулировано, мы заключим примирение, и дело закроется без суда. Если нет — будем добиваться компенсации через суд», — объясняет пострадавшая.
Дарья Бугреева надеется, что её история станет поводом для пересмотра организации работы с такими делами и повышения безопасности на дорогах.
«На больших перекрёстках, где зелёный горит и пешеходам, и поворачивающим направо машинам, часто возникают опасные ситуации. Водителям нужно быть внимательнее и уступать дорогу, особенно там, где есть пешеходный переход. Безопасность на дорогах зависит от ответственности каждого участника движения», — говорит она.
Перекрёсток, опасность которого власти не видят годами
Организация дорожного движения на пересечении улиц Мирзо Улугбека и Паркент не продумана, хотя перекрёсток является сложным и опасным, и здесь регулярно происходят ДТП. Проблема очевидна обычным жителям, но её не видят специалисты, в обязанности которых входит обеспечение безопасности людей на улицах и дорогах.
Слишком большой радиус поворота, а также наличие рекламной конструкции и деревьев на стороне Института усовершенствования врачей делают пешеходов невидимыми (нарушено важнейшее требование — «треугольник видимости»). Чтобы попасть в поле зрения водителей, пешеходам часто необходимо выйти на проезжую часть, потому что иначе их не пропускают.
Этот же радиус позволяет транспортным средствам входить в поворот на высокой скорости, что и произошло при наезде на Дарью.
Улучшить ситуацию можно, сузив перекрёсток в местах перехода и организовав на сокращённой части приподнятый тротуар. Это также позволило бы обеспечить требование законодательства о доступной среде (сейчас здесь ступени).
Чрезмерная ширина вынуждает пешеходов бежать, чтобы успеть перейти улицу. Как и большинство перекрёстков в Ташкенте, этот отрегулирован преимущественно с учётом движения автомобилей, а не пешеходов.
Несмотря на требование ПДД о том, что транспорт при повороте направо должен двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части, водители после поворота могут выстраиваться, как им удобно. Эта проблема также решается выправлением радиусов поворота и сужением мест перехода.
Обсуждаемый перекрёсток требует повышенного внимания ещё и потому, что рядом расположена школа для детей с инвалидностью по зрению. В 2021 году «Газета.uz» публиковала репортаж, в котором преподаватель этой школы Николай Макаркин рассказывает о проблемах перекрёстка и его недоступности для слабовидящих жителей. Здесь нет сигнализации для незрячих (на самом деле такая сигнализация помогает всем жителям), а бордюры и арыки затрудняют движение.
Подобных перекрёстков-убийц в Ташкенте и по всему Узбекистану сотни, а скорее — тысячи. Всё написанное про этот перекрёсток можно применить к большинству других. Каждый нуждается в индивидуальном изучении и перепроектировании, и не когда-нибудь, а уже сегодня.
Нельзя не отметить ещё два важных момента. Как и в случае с другими ДТП, после аварии на перекрёстке ничего не изменилось («Газета.uz» готова найти консультантов). Не было об этом и сообщений УБДД или других органов (многие сообщения появляются лишь после огласки в интернете, о скольких не сообщается, неизвестно).
ДТП входят в пятёрку основных причин смертности в Узбекистане. Они являются главной причиной смерти лиц в возрасте от 5 до 29 лет и второй главной причиной смерти среди подростков. Учитывая, что эта причина является предотвратимой и для этого существуют научно обоснованные решения, возникает вопрос: когда начнётся переход от «пропаганды» и «дорожных карт» к делу?