В апреле-мае 2024 года Департамент цифрового развития (ДЦР) при хокимияте Ташкента вновь провёл опрос учащихся и учителей во всех 322 государственных столичных школах. Предыдущий такой опрос проводился в мае 2023 года, «Газета.uz» подробно рассказывала о его результатах.

Цель опроса — изучить оснащение школ, социальное самочувствие учащихся и педагогического состава и факторы, влияющие на усвоение знаний.

Руководитель информационно-аналитического центра «Цифровой Ташкент» департамента Алишер Джураев сообщил «Газете.uz», что опросами были охвачены более 52 тысяч учащихся и 7 тысяч учителей всех 322 школ столицы. По результатам опроса составлен рейтинг школ и показаны изменения в нем по сравнению с 2023 годом.

ташкент, школы

«В подготовке опроса участвовали 13 сотрудников ДЦР, а в сборе и обработке информации — 30 человек. Специалисты департамента разработали онлайн-платформу для проведения опроса с возможностью хранения и обработки большого массива данных. Большинство учеников опроса, охватившего все школы Ташкента, проходили опрос онлайн в кабинетах информатики», — уточнил Алишер Джураев.

Не умаляя важности материально-технического обеспечения школ, стоит отметить, что родители и ученики оценивают школу в значительной степени по социально-психологической обстановке.

Во многих странах проводятся опросы школьников для выявления рейтинга школ по этому критерию, и родители, выбирая школу для ребёнка, руководствуются этим рейтингом. Так и в проведённом исследовании большой блок вопросов посвящён оценке социально-психологической обстановки в школах. Опрос показал, что социально-психологическая обстановка в школе определяет уровень удовлетворённости школой.

Большей части учащихся нравятся школы, в которых они учатся. Из них 38,6% демонстрируют высокий уровень удовлетворённости, 27,8% — относительно высокий, на средний уровень указали 22,8%. Удовлетворённость связана в основном с окружением учеников — хорошие отношения со сверстниками (28,5%), друзья среди одноклассников (15,9%), учителя (13,9%).

Лидирует в рейтинге социально-психологической атмосферы школа №141, на втором месте школа №269, на третьем — №294. Замыкая рейтинг на 322-м месте с минимальным количеством баллов, расположилась школа №233.

Рейтинг социально-психологической атмосферы в школах города — 10 лидирующих и отстающих школ (на основе индикаторов: безопасность, комфорт, удовлетворённость)

Место

Район

Школа

Рейтинг

1

Шайхантахурский район

141

0,996

2

Сергелийский район

269

0,967

3

Мирабадский район

294

0,957

4

Чиланзарский район

163

0,944

5

Мирабадский район

158

0,938

6

Юнусабадский район

271

0,935

7

Сергелийский район

76

0,932

8

Учтепинский район

81

0,928

9

Учтепинский район

106

0,927

10

Сергелийский район

349

0,926

313

Яккасарайский район

135

0,676

314

Алмазарский район

1

0,676

315

Чиланзарский район

183

0,671

316

Мирабадский район

65

0,663

317

Сергелийский район

264

0,663

318

Яшнабадский район

170

0,652

319

Мирзо-Улугбекский район

27

0,645

320

Яшнабадский район

307

0,644

321

Юнусабадский район

122

0,629

322

Алмазарский район

233

0,609

Судя по данным опроса характер отношений учеников и учителей, в целом, благоприятный: 54,9% отметили, что у них хорошие отношения со всеми учителями, 28,9% — указали на избирательность хороших отношений с учителями.

На социально-психологическую обстановку непосредственно влияет ощущение безопасности. Согласно опросу, небезопасно чувствуют себя 7,1% учащихся. При этом известно, что камеры видеонаблюдения установлены ещё не во всех школах, а в некоторых школах количество недостаточное — среднее количество видеокамер на школу составляет 47.

Варианты ответов

%

9 класс

11 класс

Совсем небезопасно

3,3%

3,5%

2,9%

Небезопасно

3,8%

4,0%

3,6%

Средне

16,0%

16,8%

14,8%

В большей степени безопасно

24,1%

24,9%

22,8%

Полностью безопасно

52,8%

50,8%

55,8%

На вопрос о нехватке учителей 67% учащихся отметили достаточность учителей по всем предметам, 20,9% считают, что по некоторым предметам не хватает учителей, а 12,1% учащихся затруднились с ответом.

Варианты ответов

%

9 класс

11 класс

Да, по всем предметам есть учителя

67,0%

66,8%

67,2%

Нет, по некоторым предметам учителей нет

20,9%

20,2%

21,9%

Не знаю

12,1%

13,0%

10,8%

Что касается оценок, 31,5% отметили, что оценки выставляются учителями объективно, 29,5% — в большей степени объективно, 26% оценили объективность оценивания знаний как «средне».

Варианты ответов

%

9 класс

11 класс

Совсем не объективно

5,8%

6,3%

5,0%

Не объективно

7,3%

7,7%

6,6%

Средне

26,0%

27,1%

24,2%

Частично объективно

29,5%

29,8%

29,2%

Полностью объективно

31,5%

29,1%

35,0%

Интересны ответы на вопрос о будущей профессии. Большинство учеников 11 классов (21,7%) хотят стать финансистами, экономистами или бухгалтерами, на втором месте (11,7%) — программисты и на третьем (11,2%) — врачи или медработники.

Далее, с малыми долями опрошенных идут профессии дизайнера, военнослужащего (или сотрудника органов внутренних дел), психолога, юриста, инженера, строителя, переводчика.

Кем бы Вы хотели работать в будущем?

Варианты ответов

Всего

9 класс

11 класс

Финансист/экономист/бухгалтер

16,4%

12,7%

21,7%

Врач/медработник

12,7%

13,7%

11,2%

Программист

11,9%

12,1%

11,7%

Юрист/адвокат

8,1%

9,0%

6,7%

Дизайнер

6,7%

6,9%

6,4%

Переводчик

6,0%

6,0%

6,0%

Педагог

5,6%

4,6%

7,1%

Спортсмен

4,1%

4,6%

3,4%

Психолог

3,2%

2,4%

4,3%

Сотрудник органов внутренних дел / военный

3,0%

3,5%

2,1%

Лётчик / стюардесса

2,3%

2,6%

1,8%

Инженер

1,7%

1,4%

2,0%

Повар / кондитер

1,5%

1,6%

1,3%

Автомеханик

1,2%

1,3%

1,0%

Журналист

1,2%

1,1%

1,3%

Учёный

0,9%

0,8%

1,0%

Актёр

0,8%

0,8%

0,7%

Художник

0,7%

0,7%

0,7%

Музыкант / певец

0,6%

0,6%

0,5%

Строитель

0,4%

0,4%

0,4%

Водитель

0,3%

0,3%

0,3%

Ещё не определился

10,9%

12,8%

8,1%

Посещают дополнительные занятия у репетиторов 65,5% учащихся 9 и 11 классов. При этом доля 11-классников немного выше по сравнению с девятиклассниками.

Ходите ли вы на дополнительные занятия к репетиторам?

Варианты ответов

%

9 класс

11 класс

Да

65,5%

62,4%

70,0%

Нет

34,5%

37,6%

30,0%

Основные предметы, по которым учащиеся готовятся у репетиторов, — иностранные языки (51,0%), алгебра / геометрия / математика (20,8%), химия / биология (8,0%) и русский язык (6,2%).

Предметы

Всего

9 класс

11 класс

Иностранные языки

51,00%

74,30%

66,10%

Алгебра / геометрия / математика

20,80%

26,10%

32,40%

Химия / биология

8,00%

9,80%

12,70%

Русский язык

6,20%

7,90%

9,60%

Программирование

5,40%

8,10%

6,80%

История

3,50%

3,10%

6,90%

Узбекский язык

3,00%

3,00%

5,50%

Физика

2,10%

2,20%

3,90%

Материально-техническое оснащение школ

Значительную часть в расчёте рейтинга заняли показатели, полученные в ходе опроса учащихся и учителей, которые оценивали ремонт в школах, оснащённость кабинетов, спортивных залов и других объектов всем необходимым.

Характерно, что оценки учеников и учителей совпадают или имеют близкие значения. Обе категории опрошенных считают ремонт в своей школе хорошим (учителя — 66,8%, ученики — 60,7%). Оценка состояния кабинетов относительно однородная — отличным считают 35,4% учащихся и 38,9% учителей. 28,7% учащихся и 32,1% учителей оценили ремонт кабинетов средне. 11,7% учащихся и 5,8% учителей считают, что кабинеты, в которых они учатся, находятся в неудовлетворительном состоянии.

Учителей и учеников спрашивали и о состоянии столовой и качестве еды в ней. В основном, учителя и ученики хорошо оценивают состояние столовых, но оценка качества и вкуса еды немного ниже — 36% учащихся и 33,7% учителей считают еду в столовых вкусной и качественной, в тоже время 22,4% учащихся и 20,1% учителей считают, что качество и вкус еды удовлетворительный, 16,2% учащихся и 9,0% учителей оценивают их как неудовлетворительные.

Оценка состояния спортивных залов также средняя — 37,7% учащихся и 42,0% учителей считают, что состояние спортивных залов отличное, 22,2% учащихся и 17,9% учителей — что среднее, хорошим оценивают состояние 26,7% учащихся и 28,1% учителей, неудовлетворительным — 13,4% учащихся и 5,3% учителей.

Наиболее проблемный элемент инфраструктуры — санузлы, оценка состояния которых остаётся стабильно низкой. В 2023 году в более половинах школ города санузлы нуждались в ремонте. В 2024 году ситуация практически не изменилась — 41,3% учащихся и 12,8% учителей считают санузлы неудовлетворительными.

Оценка школьных условий учителями

Учителя в целом хорошо оценивают организацию школьного дня и расписание занятий (63,4%), обеспечение безопасности здоровья детей (60,3%), систему контроля и оценку знаний (56,9%), эмоциональную поддержку детей (54,6%), уровень квалификации педагогов (53,2%), обеспечение необходимыми учебными ресурсами (51,6%).

При этом как проблему учителя характеризуют обеспечение и оснащение инвентарём лабораторий по предметам (химия, физика). Опрос учителей показал, что в школах зачастую отсутствуют лаборатории по данным предметам, оснащённость материалами также очень низкая.

ташкент, школы

Усвоение учебной программы учениками можно охарактеризовать как среднее, так как 32,5% учителей считают, что ученики осваивают до 60% объёма программы, 48,6% учителей полагают, что усвоение программы достигает 80%.

Интересно, что основными причинами, от которых зависит плохая усвояемость учебной программы, учителя указали невнимание родителей к своим детям (39,7%), на втором месте указано социальное положение родителей (неблагополучные семьи, 11,8%), на третьем — здоровье детей (10,5%). Значимой причиной учителя также обозначали непонятную логику в учебниках (10,2%), чрезмерную сложность учебной программы (8,4%) и миграцию из других областей (8,3%).

Опрос показал, что учащиеся и учителя по-разному оценивают удовлетворённость школой. Для учеников в целом уровень удовлетворённости школой составляет 32,1%. При этом причинами неудовлетворённости школой были названы:

  • отсутствие интересных предметов (24,3%);
  • плохое качество преподавания (19,6%)
  • отсутствие различных секций и кружков (15,9%).

Ученики 9 классов в меньшей степени удовлетворены школой по сравнению с учениками 11 классов — вариант «все нравится» отметили 31,6% учеников 9 классов и 32,9% учеников 11 классов.

Причины неудовлетворённости школой учащимися

Варианты ответов

Общее

9 класс

11 класс

Всё нравится

32,1%

31,6%

32,9%

Руководство школы

13,2%

12,6%

14,0%

Отдалённость от дома

10,6%

11,1%

9,9%

Отсутствие различных секций и кружков

15,9%

15,5%

16,6%

Отсутствие интересных предметов

24,3%

24,6%

23,9%

Плохое состояние школы

15,0%

15,8%

13,9%

Отсутствие друзей

4,7%

5,0%

4,4%

Невкусная еда

16,1%

15,7%

16,7%

Плохое качество преподавания

19,6%

19,0%

20,5%

Учителя

14,7%

16,4%

12,1%

Учителя в большей мере в большинстве своём удовлетворены преподаванием и в целом работой в школе (64,7%). Ценность работы в школе выражена в возможности передачи знаний детям (31,8%), общения с молодым поколением (19,4%), интересной и ответственной работе (19,4%). 68,7% учителей не планируют переходить на другую работу.

Но есть категория учителей, которые неудовлетворены работой в школе и планировали сменить род профессиональной деятельности. Причины неудовлетворённости работой в школе: 14,4% — уровень заработной платы, 10,5% — плохой контингент учащихся, их незаинтересованность в учёбе 8,7% — наличие второй или третьей учебной смены, такое же количество отмечали отдалённость работы от дома.

ташкент, школы

Изучение самооценки материального состояния учителей показало, что 42,4% педагогов являются основными кормильцами своей семьи. 25,4% учителей отмечают, что достаточно обеспечены материально, но для покупки автомобиля и дорогостоящего отпуска пришлось бы одалживать деньги. 23,8% учителей характеризуют свой материальный статус с позиции «на питание хватает, но в некоторых расходах приходится себя ограничивать». 19,1% указали, что на питание и одежду хватает, но покупка бытовой техники затруднительна. 10,5% учителям иногда не хватает денег на необходимые продукты питания, практически такое же количество учителей (11,1%) отметили, что на ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудности.

Мотивация трудовой деятельности в школе связана в первую очередь с социально-психологической обстановкой на рабочем месте, то есть с хорошими отношениями с учениками (22,8%), с коллегами (21,0%), с администрацией школы (15,9%).

В ходе исследования были выявлены основные проблемы педагогов в учебном процессе. Это в первую очередь, отсутствие уважения к учителям со стороны родителей (12,5%), учеников (8%), в обществе (12,4%), неуважительные отношения между учащимися (8,2%), незаинтересованность в учёбе детей (7,3%).

Опросы учеников 11 классов и учителей о том, какой предмет в школе преподают лучше всех, совпали в том, что с большим отрывом лидируют иностранные языки и алгебра.

Варианты ответов

Ответы

11-классников

Ответы учителей

Алгебра

16,4%

15,6%

Английский / немецкий / иностранный язык

15,8%

27,4%

Родной язык / Узбекский язык

8,7%

9,7%

Русский язык

8,2%

8,8%

Всемирная история

6,0%

0,3%

Литература

5,8%

3,0%

Биология

5,6%

3,5%

Физическая культура

5,2%

4,1%

Физика

4,5%

3,5%

Химия

3,9%

3,2%

История Узбекистана

3,2%

1,5%

Основы государства и права

2,9%

0,8%

Информатика и информационные технологии

2,7%

5,2%

Воспитание

1,6%

0,8%

Начальная допризывная подготовка

1,3%

1,5%

Основы предпринимательства

1,2%

0,1%

Геометрия

0,8%

0,6%

Астрономия

0,5%

0,1%

История

-

4,7%

География

-

2,1%

Технология

-

1,3%

Музыкальная культура

-

0,8%

Изобразительное искусство

-

0,6%

Черчение

-

0,5%

Основы экономических знаний

-

0,2%

Нет такого предмета

5,9%

-

Актуальная тема использования телефонов также отражена в опросе: большинство учеников ответили, что не пользуются ими, 69,3% учителей подтвердили это. Во многих школах организованы специальные ячейки, в которых учащиеся оставляют свои телефоны перед занятиями. 82,1% учителей отметили отрицательное влияние мобильных телефонов на вовлеченность в учебный процесс учеников.

С какой целью ученики используют телефоны в школе?

Варианты ответов

Проценты

Изучают дополнительный материал на электронных ресурсах

25,0%

Для связи с родителями

33,3%

Играют в игры

20,8%

Общаются в мессенджерах

8,9%

Используют для развлечений

12,1%

Неожиданно опрос показал большое количество переводов учеников из частных школ в государственные. 75,4% учителей отметили, что сталкивались с такими случаями.

При этом 43,1% учителей оценили уровень подготовки детей из частных школ как средний, на «тройку», 37,7% учителей как хороший, на «четвёрку». Высока доля учителей (5,8%) оценивших неудовлетворительным уровень подготовки детей, перешедших из частных школ.

Учителя заметили влияние реформы в области образования — 23% отметили положительные изменения: снижение нагрузки в виде участия в общественной работе, повышение уровня заработной платы (17,6%), улучшение материально-технического оснащения школ (16,7%) и повышения доступа в интернет (16,8%).

Общий рейтинг школ

Рейтинг школ сформирован на основе девяти критериев: количество учеников по нормативу и фактическое, коэффициент загруженности, количество смен, количество выпускников, количество поступивших в вуз, индекс поступаемости в вуз, коэффициент учителей с высшей категорией и коэффициент учителей с высшим образованием.

В 2024 году школа №5 сохранила своё прошлогоднее лидерство. Школа №97 поднялась с четвёртого места на второе, школа №110 заняла третье место, поднявшись с 75 места. Стоит отметить «рывок» школы №179, поднявшейся со 121 места на шестое и №182, поднявшейся с 218 места на 10-е. Школа №88, хоть и не вошла в первую десятку, но поднялась на 12 место с 311-го.

Есть примеры падения в рейтинге: так, школа №151 с 13 места в 2023 году опустилась на 277 место, а школа №293 — с 76 места на 300-е.

Лучшие школы города (из 322 школ) в 2024 и сравнение с 2023

Район

№ Школы

Место в рейтинге в 2024 году

Место в рейтинге в 2023 году

Расчёт рейтинга (100% макс)

Юнусабадский район

5

1

1

70,91

Юнусабадский район

97

2

4

70,72

Мирабадский район

110

3

75

70,51

Мирабадский район

158

4

5

70,28

Сергелийский район

300

5

6

69,50

Чиланзарский район

179

6

121

69,31

Яккасарайский район

91

7

14

69,17

Алмазарский район

119

8

17

68,90

Мирабадский район

294

9

18

68,63

Чиланзарский район

182

10

218

68,55

В суммарном рейтинге районов по итогам опроса в 2024 году лидирует Мирабадский район, поднявшийся со второго места в 2023 году. Лидер 2023 года Яккасарайский район опустился на четвёртую строчку. На втором месте Чиланзарский район, поднявшийся с четвёртого места в 2023 году. Юнусабадский район сохранил третье место. Замыкают рейтинг районов и в 2023, и в 2024 годах Бектемирский и Янгихаётский районы.

Район

Средний балл по школам

2024 год

Средний балл по школам

2023 год

1

Мирабадский район

63,28

60,91

2

Чиланзарский район

62,34

59,66

3

Юнусабадский район

61,69

60,32

4

Яккасарайский район

60,96

61,91

5

Сергелийский район

59,87

57,21

6

Мирзо-Улугбекский район

59,45

59,53

7

Учтепинский район

59,04

58,46

8

Алмазарский район

58,03

58,88

9

Яшнабадский район

56,72

58,02

10

Шайхантахурский район

56,45

56,80

11

Янгихаётский район

55,28

56,79

12

Бектемирский район

50,50

56,55

Рейтинги школ Ташкента 2023 и 2024 годов, составленные по девяти критериям, можно посмотреть на Портале открытых данных Ташкента.

ташкент, школы

При переходе во вкладку «Аналитика» пользователь попадает на интерактивную страницу рейтинга школ. Можно выбрать одну или несколько школ или определённые районы или год опроса для просмотра девяти критериев рейтинга школ: количество учеников по нормативу и фактическое, коэффициент загруженности, количество смен, количество выпускников, количество поступивших в вуз, индекс поступаемости в вуз, коэффициент учителей с высшей категорией и коэффициент учителей с высшим образованием.

В рейтинге участвуют 322 школы суммарной мощностью 330 227 с фактическим количеством учеников 479 189. Общее количество выпускников в 2024 году 33 633, из них поступили в вуз 23 196 человек.

Рекомендации по итогам исследования

Материально-техническое обеспечение

Современное оборудование, лаборатории и надёжный интернет улучшают качество обучения, делают его более практико-ориентированным и привлекательным для учеников. Это особенно важно для STEM-предметов (Science, Technology, Engineering and Mathematics), которые требуют доступа к цифровым и лабораторным ресурсам.

Выделить в качестве приоритета ремонт школ с неудовлетворительным состоянием кабинетов, санузлов и спортивных залов;

  • Разработать программы модернизации лабораторий по химии и физике;
  • Разработать систему регулярного мониторинга состояния инфраструктуры школ;
  • Закупить дополнительные компьютеры для школ, где их недостаточно;
  • Обеспечить высокоскоростной интернет (не менее 100 Мбит/с) во всех школах.

Улучшение инфраструктуры

Комфортные условия (санузлы, спортивные залы, столовые) напрямую влияют на физическое и эмоциональное состояние учеников. Питание и удобства создают базу для успешного учебного процесса.

  • Провести капитальный ремонт санузлов, оснастить их современным оборудованием;
  • Обеспечить повышение качества питания в школьных столовых;
  • Установить системы видеонаблюдения во всех школах с необходимым количеством камер для покрытия всех зон.

Учебный процесс

Адаптированные учебники и облегчение учебной программы помогут учащимся эффективнее усваивать материал. Использование современных методов повысит вовлеченность учеников и упростит работу учителей.

  • Разработать адаптированные учебники и упростить сложные программы.
  • Внедрить современные методики преподавания и усилить цифровую грамотность педагогов.

Социально-психологическая атмосфера

Здоровая атмосфера в школах снижает уровень конфликтов, повышает мотивацию и доверие между всеми участниками учебного процесса, а также способствует лучшему взаимодействию учителей, учеников и родителей.

  • Укреплять уважение к учителям через информационно-просветительские кампании.
  • Ввести программы по работе с проблемным поведением учащихся.

Профессиональное развитие педагогов

Повышение квалификации учителей обеспечивает их компетентность и готовность к вызовам современной школы, что ведёт к росту качества обучения и удовлетворённости работой.

  • Увеличить финансирование курсов повышения квалификации.
  • Упростить доступ учителей к обучению современным технологиям
  • Обеспечить учителям доступ к оборудованию и материалам, которые помогут им внедрять новые методы обучения.
  • Предоставить учителям доступ к обучающим платформам и курсам по использованию ИТ-технологий.

Взаимодействие с родителями

Родительское участие в жизни школы повышает ответственность детей за учёбу, улучшает коммуникацию между школой и семьёй, а также создаёт более сплочённое сообщество.

  • Увеличить родительскую вовлеченность через совместные проекты школы и семьи.

Мотивация учащихся

Внеклассные мероприятия укрепляют интерес учеников к учёбе, формируют навыки командной работы и развивают у них чувство ответственности за школьное сообщество.

  • Организовать внеклассные активности, стимулирующие интерес к учёбе и ответственность.