Место для показа почти ста работ Диёра Разикова, созданных им за 20 творческих лет, можно назвать особенным. В 2008 году он вошёл в группу художников «5+1», идейным вдохновителем которой стал на тот момент директор галереи НБУ Рустам Ташматов, ушедший из жизни десять лет назад.
«Работы Диёра всегда отличались лаконичностью и очень интересным содержанием. У него постепенно сформировался свой почерк, свой стиль — его искренность и оригинальность. Сделать это очень тяжело в современном искусстве, в котором нужно постараться, чтобы выделиться», — отметила на открытии выставки нынешний директор галереи Камола Акилова.
Как и положено перспективному таланту, в творческой биографии Разикова — обучение живописи у классиков узбекской реалистической школы Рахима Ахмедова и Акмаля Икрамджанова, которая стала отличной базой для дальнейших художественных экспериментов. В анналы мастеров отечественного абстракционизма художник был включён уже в 2007 году на IV Ташкентской международной биеннале. А дальше — больше и больше.
«Чтобы механизм привести в движение, нужна сцепка его деталей, нужны шестерёнки. Так и в моём творчестве один проект соприкасается с другим, приводит в движение мысль. Есть спонтанные проекты, есть долго создаваемые, но все они связаны, все питаются одним механизмом — творчеством», — объясняет «Газете.uz» Диёр Разиков не только название новой выставки, но и своё художественное кредо.
Для посетителей выставки картины Разикова тоже своего рода «шестерёнки», цепляющие взгляд и заставляющие работать собственное воображение. В этом смысле художник честен перед искусством. Он — реалист в высшем смысле слова, и нынешний показ определённо эту позицию упрочит.
Абстракция в полотнах художника рождается будто из ничего. Как в проекте «Мгновение» — линии на картине словно преобразуются в нотный стан, где точками расписана мелодия, которая то зазвучит, то затихает. Или в другом проекте «Мозаика» — цвет заполняет холст, как у строителя, аккуратно укладывающего плитки кафеля где-нибудь на кухне или у бассейна.
Минимализм Разикова в теме «Тень или рефлекс», исполненный в картинах не то что без рам или без подрамников, но и со складками на холстах, всем своим видом показывает посетителям выставки, что нет границ между искусством и жизнью.
«Холст начинает говорить, передавать свои эмоции, „улыбается“, „морщится“. У каждой работы, как и у каждого человека, свои внутренние переживания», — объясняет художник.
В арсенале художественных средств у Разикова не только краски. Например, достаточно взять в руки рулоны, в которые заворачивают холсты, как появляется новая инсталляция. Но, если прочтёшь подпись под работой («Два цвета»), не верь глазам своим, потому что художник, по собственному признанию, так увлёкся, что раскрасил рулоны многоцветной палитрой.
Или цветовые игры с бархатом в одноимённом проекте рождают бесконечное число световых интерпретаций. Как рассказывают друзья художника, особо отчаянным посетителям и коллегам даже удаётся оставить на фактурном материале собственные художественные отпечатки. Воплотить в реальность весь этот абстрактный мир Разикова посетители выставки «Механизм» в галерее НБУ смогут до 22 февраля.