Президент Шавкат Мирзиёев 3 февраля ознакомился с отчётом по крупным проектам транспортной инфраструктуры.
Ташкент-Андижан
При поддержке Всемирного банка разработан проект платной автомобильной дороги Ташкент-Андижан. Как ожидается, скоростная магистраль протяжённостью 314 км сократит время в пути между двумя городами с 5 до 3 часов, снизит количество ДТП на 40% и увеличит ВВП на 2,6%
«Это станет артерией, которая свяжет столицу и Ферганскую долину, где проживает свыше 10,5 миллиона человек. Президент отметил важность этого проекта», — сказал министр транспорта Илхом Махкамов в интервью телеканалу «Узбекистан 24».
В январе власти объявили международный тендер. Согласно концепции проекта, утверждённой Кабинетом Министров 21 января 2025 года, на первом этапе трасса протяжённостью 171 км пройдёт от Ташкента до Ангрена и перевала Камчик.
Частный партнёр для проекта будет выбран на конкурсной основе. Тендер пройдёт в два этапа: сначала состоится предварительный квалификационный отбор (он продлится до 21 апреля 2025 года, 18:00 по ташкентскому времени), затем — подача технических и финансовых предложений.
По словам министра, более 30 зарубежных компаний выразили интерес к проекту. «В текущем году мы начнём строительные работы», — сообщил Махкамов.
В октябре заместитель министра транспорта Жасурбек Чориев рассказал, что срок строительства самой дороги составит 6 лет и 3 месяца. 64% маршрута будет новым, а 36% дороги реконструировано. Длина трассы составит 314 км, она будет отнесена к категории I-a (автомагистраль) и состоять из шести полос.
Ожидалось, что проект будет состоять из трёх этапов: на первом этапе построят участок Ташкент-Ангрен протяжённостью 78 км, на втором — Ангрен-Пап (93 км), на третьем — Пап-Андижан (143 км). Как следует из объявления Минэкономфина о тендере, первый и второй этапы были объединены. Дорога будет с цементобетонным покрытием.
Стоимость проекта оценивается 4,28 млрд долларов (в номинальных ценах 2023 года). Соглашение о государственно-частном партнёрстве по строительству дороги будет действовать в течение 49 лет. Строительство трассы изначально должно было начаться в 2026 году и завершиться к 2032 году.
Ташкент-Самарканд
Глава Минтранса также рассказал о планах начать строительство платной трассы между Ташкентом и Самаркандом в 2025 году. Речь идёт о шестиполосной дороге общей протяжённостью 300 км.
«После завершения всех проектных документов мы проводим тендер. Строительные работы по этому проекту также запланированы в этом году. Уважаемый президент поставил задачу провести тендер с соблюдением всех правил, но без лишней траты времени, чтобы быстрее начать строительство по двум этим дорогам», — сказал он.
Согласно постановлению о развитии государственно-частного партнёрства на 2024−2030 годы, в декабре прошлого года планировалось определить подрядчика, заключить с ним договор и начать строительство. Работы планируется завершить до конца 2028 года, а затем передать управление частному оператору на основе ГЧП. Предварительная стоимость дороги Ташкент-Самарканд составляет 2,2 млрд долларов.
Президент дал поручения Министерству транспорта о строительстве альтернативных магистралей и по другим загруженным направлениям, повышении удобства и безопасности дорог, организации различных платных услуг.