Президент Шавкат Мирзиёев 3 февраля ознакомился с отчётом по крупным проектам транспортной инфраструктуры, в том числе о Трансафганской железной дороге.

Министр транспорта Илхом Махкамов в интервью телеканалу «Узбекистан 24» сообщил, что в рамках проекта планируется удлинить 80-километровый участок через Афганистан, чтобы достичь портов Пакистана и Ирана.

По его словам, главе государства представлена информация о выбранном участке и работе с донорами проекта.

«Если в конце прошлого года был дан старт строительным работам в рамках проекта железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, который реализуется по инициативе уважаемого президента, то и в этом году предусмотрен старт строительства Трансафганской железной дороги», — заявил он.

О проекте

В феврале 2021 года Узбекистан, Афганистан и Пакистан подписали в Ташкенте дорожную карту по строительству железной дороги «Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар». Проект планировалось подготовить в мае и приступить к строительству дороги уже в сентябре 2021 года. Но смена власти в Афганистане его затормозила. Тем не менее, в декабре временное правительство Афганистана подключилось к нему. На территории страны 18 июля 2022 года начались экспедиционные работы для определения маршрута Трансафганской железной дороги и технико-экономического обоснования проекта.

Узбекистанский институт «Боштранслойиха» оценивал расходы на строительство дороги в 4,6 млрд долларов, Пакистан — в 8,2 млрд долларов. По сообщениям СМИ, проект оценивается на сумму от 4,8 млрд до 6 млрд долларов. Он предполагает строительство магистрали протяжённостью 573 км и транзитным потенциалом до 20 миллионов тонн грузов в год. Новый транспортный коридор должен связать Евросоюз, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и далее государства Юго-Восточной Азии.

Как ожидается, строительство железной дороги займёт не меньше 5 лет.

В мае прошлого года в Ташкенте открылся проектный офис по координации строительства магистрали, в 2023 году планировалось подготовить технико-экономическое обоснование проекта.

В августе 2023 года президент отмечал, что железная дорога, проходящая через Афганистан, станет «самым лучшим, дешёвым и безопасным путём» в Южную Азию.

«Представьте, если эти две железные дороги будут построены, насколько устойчивой будет наша экономика. Мы ни от кого не будем зависеть. Если будут построены эти две большие железные дороги, мы тоже станем страной, которая будет получать выгоду через [транзитный] тариф», — сказал Шавкат Мирзиёев.

В июле прошлого года представитель Министерства транспорта в интервью «Газете.uz» сообщал, что участники проекта работают над приглашением партнёров по технической части и финансированию.

«Пул партнёров ещё не полностью сформирован. Основные участники — Узбекистан, Пакистан и Афганистан. Здесь, как в проекте железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, будет создаваться консорциум, и этот самый консорциум уже дальше будет работать с потенциальными инвесторами и партнёрами. Конечно, это более сложный проект. Ключевой момент — это вопрос безопасности и вопрос доступа. В принципе, мы уже утвердили маршрут по афганской части, но проводится дополнительное изучение. Возможно, будут некоторые отклонения и корректировки», — отметил тогда собеседник.

Кроме того, остаётся открытым вопрос финансирования и участия международных финансовых институтов. «Они вроде бы готовы участвовать, но с другой стороны афганское правительство ещё не признано. Вот этот момент самый ключевой», — подчеркнули ранее в Минтрансе.