Министерство транспорта Казахстана 4 февраля опубликовало предварительный отчёт о расследовании крушения пассажирского самолёта Embraer 190 Azerbaijan Airlines (AZAL), который летел из Баку в Грозный и потерпел крушение под Актау 25 декабря.

На борту лайнера находились 67 человек, в том числе пять членов экипажа. В результате авиакатастрофы 38 человек погибли, 29 выжили. В числе пассажиров были граждане Азербайджана, России, Казахстана и Кыргызстана. При столкновении с землёй самолёт разрушился и частично сгорел.

azerbaijan airlines, азербайджан

В отчёте говорится, что перед посадкой на аэродроме Грозного у самолёта отказали системы спутниковой навигации. После двух неудачных попыток посадить лайнер, экипаж принял решение вернуться в Баку, но из-за потери основных систем управления воздушным судном запросил аварийную посадку в Актау.

«Два кресла взорвались»

В отчёте приводится расшифровка выдержек из переговоров экипажа с диспетчерами в Грозном и Актау. Судя по ней, в 05:11 по всемирному координированному времени (UTC) самолёт стал возвращаться в Баку.

«Азербайджан восемьдесят два сорок три следуем Баку», — сказал экипаж, после чего диспетчер дал команду набирать высоту.

В 05:13:31 бортовой речевой самописец фиксирует звуковой удар, в лайнере сработала звуковая сигнализация отключения автопилота и автомата тяги. Это было первое внешнее воздействие на воздушное судно.

В 05:13:56 в самолёте фиксируется второй звуковой удар. Командир судна связался с бортпроводником, который сказал: «Взорвалось 2 сидения, я … ммм… я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю».

azerbaijan airlines, азербайджан

Капитан, как следует из записей, решил, что в двигатель судна попали птицы, а позднее говорит, что, «взорвался кислородный, по-моему, баллон».

Повреждения

В отчёте также приводятся результаты обследования повреждений конструкций самолёта. «Первоначальный осмотр сохранившихся фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления. Схожие повреждения были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна, а также на агрегатах и компонентах воздушного судна. В некоторых местах повреждения имеют правильную прямоугольную форму», — говорится в отчете.

azerbaijan airlines, азербайджан

Комиссия также обнаружила повреждения гидравлических систем и механизма управления стабилизатором.

Из глухих повреждений специалисты извлекли «большое количество посторонних объектов». В документе приводятся фото небольших металлических предметов.

azerbaijan airlines, азербайджан

Все эти повреждения, вероятно, были вызваны «внешними объектами», отмечается в отчёте, но не уточняется какими именно.

Reuters со ссылкой на источник в правительстве Азербайджана сообщило, что внешнее воздействие было вызвано российской ракетой.

«Азербайджанская сторона обладает фрагментом ракеты „Панцирь-С“, который был извлечён из самолёта и идентифицирован в ходе международной экспертизы», — заявил он.

В январе президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что вина за крушение самолёта Azerbaijan Airlines лежит на «представителях Российской Федерации». По его словам, Embraer 190 был обстрелян с земли после того, как в Грозном объявили операцию «Ковёр» (режим закрытого неба для всех летательных аппаратов и приказ на немедленную посадку или выведение из определённой зоны всех находящихся в воздухе самолётов или вертолётов).

В отчёте комиссии также приводится фрагмент переговоров российских диспетчеров, которые обсуждают введение плана «Ковёр» примерно в то время, когда у Embraer 190 не получилось сесть на аэродроме Грозного. В их разговоре несколько раз упоминается фраза «в 15 минут Грозный „Ковёр“ радиусом 50», но что она означает, неизвестно.

azerbaijan airlines, азербайджан

Окончательный отчёт будет опубликован после окончания расследования авиакатастрофы.