«Газета.uz» начинает публикацию серии материалов под названием «Наша крылатая история» авиационного специалиста и энтузиаста Аброра Сатимова. Они будут о самолётах, в том числе уникальных экземплярах, летавших во флоте Узбекистана, но теперь оказавшихся на приколе и, возможно, ожидающих скорой утилизации.
Те, кто много летают в или из аэропорта Ташкента, наверняка наблюдали стоящие вдоль взлётно-посадочной полосы несколько старых самолётов. Эти стоянки в основном заняты выведенными из эксплуатации машинами. Среди больших грузовых и пассажирских бортов стоят семь маленьких самолётов местных воздушных линий Ил-114−100, некогда летавших в составе «Узбекистон хаво йуллари» и соединявших областные центры со столицей.
Ил-114 — детище ОКБ «Ильюшина» — производился до относительно недавних времён в Ташкенте, на заводе ТАПОиЧ. Он предназначался для перевозки 64 пассажиров на расстояние до 2000 км со скоростью 550 км/ч.
Первые самолёты оснащались российскими двигателями ОКБ «Климова» ТВ7−117. Но из-за их малого срока службы (ресурсное время работы — около 300 часов) в начале 1990-х годов ильюшинцы совместно с ТАПОиЧ разработали вариант самолёта с канадскими двигателями Pratt & Whitney PW-127. Его ресурс составлял около 7000 часов до первого капитально-восстановительных работ.
Новая модификация Ил-114 получил индекс 100 (Ил-114−100). В таком виде самолёт начал поступать во флот Национальной авиакомпании. Ил-114−100, кроме канадских двигателей, получил также пилотажно-навигационное оборудование от компании Collins (кроме UK-91102) и вспомогательную силовую установку от известной компании Honeywell (лидера по производству авиационных систем и оборудовании).
Самый первый Ил-114−100 с бортовым номером UK-91009 (позже UK-91102) в фирменной ливрее завода (с заводским номером 02−02) был представлен на авиасалоне Ле-Бурже в Париже в июне 1999 года.
В следующем 2000 году он был показан на авиасалоне ILA2000 в Берлине.
19 декабря 1997 года постановлением Кабинета министров Узбекистана совместно с российскими лизинговыми компаниями было создано акционерное общество «Узавиализинг» для продвижения продукции завода ТАПОиЧ на международный рынок.
И в качестве рекламной акции начал свои полёты Ил-114−100 с бортовым UK-91009. Самолёт стал постоянным участником международных авиашоу и выполнял много демонстрационных полетов.
Так выглядела официальная реклама Ил-114−100 от производителя:
В 2003 году самолёт получил ливрею Национальной авиакомпании Узбекистана и начал выполнять внутренние регулярные рейсы уже с новым регистрационным номером UK-91102.
Внешне отличительной частью 91102 было полностью синяя мотогондола, корпус, покрывающий двигатели. Позже в рамках единой схемы окраски все Ил-114−100 были окрашены в цвета государственного флага.
UK-91102 в 2011 году был поставлен на прикол в ожидании замены цифрового пилотажно-навигационного оборудования ЦПНК-114 на Collins. Но так и не дождался модернизации.
С мая 2018 года Национальная авиакомпания сначала приостановила, а потом и полностью отказалась от эксплуатации Ил-114−100. Причиной стало то, что завод-производитель уже не существовал и некому было поставлять запасные части флоту «Илов».
Так и оказались они на земле.
Теперь, когда будете вылетать из аэропорта Ташкента и когда ваш самолёт медленно прокатится возле дальних стоянок, где стоят Ил-114−100, вы будете знать, что у «Ила» с бортовым номером 91102 очень интересная и насыщенная судьба. И правильно было бы сохранить его для авиамузея (надежда на его появление в Узбекистане пока есть).
Ещё об одном Ил-114, который также стоит среди этих семи самолётов и который также имеет интересную историю, я расскажу в следующий раз.