Международный фестиваль оперы и балета состоится в Ташкенте с 19 марта по 28 апреля. С 2022 года он проводится по инициативе Фонда развития культуры и искусства Узбекистана. «Газета.uz» рассказывает об участниках главного культурного события весны и постановках, которые они представят на сцене Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои.

Хореограф Эдвард Клюг и проект Cluster (Словения)

19−20 марта

Эдвард Клюг — один из самых известных и востребованных хореографов в Европе. За его плечами путь от премьера балетной труппы Словенского национального театра в Мариборе до её художественного руководителя. Должность Клюг получил в 2003 году. Под его руководством коллектив, получивший название Балет Марибора (Maribor Ballet), получил мировую известность.

Хореография Эдварда Клюга имеет статус одной из самых нестандартных. Она минималистичная, абстрактная, часто с неожиданным музыкальным сопровождением: от композиций современного словенского композитора Милко Лазара до треков группы Radiohead.

Фото: DanceTabs / Flickr.comФото: DanceTabs / Flickr.com

В Ташкенте Клюг и его балетная труппа представят проект Cluster. Он включает в себя четыре выразительные постановки на экзистенциальные и социальные темы, созданные в разное время.

Урал Балет и «Сказки Перро» (Россия)

12−13 апреля

Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета примет участие в ташкентском фестивале во второй раз. В 2024-м году труппа открывала программу гала-концертом и постановкой «Ромео и Джульетта» Вячеслава Самодурова. Годом ранее Фонд развития культуры и искусства Узбекистана пригласил худрука Урал Балета Максима Петрова в Ташкент для работы над обновлённой версией «Щелкунчика».

Фото: Урал Опера Балет. Фото: Урал Опера Балет.

Этой весной екатеринбургская труппа представит в ГАБТе тепло встреченные критиками «Сказки Перро». Премьера постановки, которая стала первым проектом Петрова в статусе художественного руководителя Урал Балета, состоялась в апреле 2024-го. Над балетом хореограф работал вместе с постановщиками Константином Хлебниковым и Александром Меркушевым. К созданию музыки привлекли трёх композиторов: Алексея Баловленкова, Дмитрия Мазурова и Настасью Хрущёву. Сочиняли они автономно, отсюда кардинальное отличие частей постановки друг от друга.

Фото: Михаил Вильчук / Урал Опера Балет.Фото: Михаил Вильчук / Урал Опера Балет.

В основе балета — четыре сказки Шарля Перро: «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Синяя Борода» и «Мальчик-с-пальчик». Действие происходит в волшебном сумрачном лесу, где царит Грибная фея, большая любительница вязания. Из-под спиц в её руках и рождаются сказочные истории, меж строк которых угадываются аллюзии на непростую реальность и взрослую жизнь. Поэтому и адресованы «Сказки Перро» не малышам. Самым маленьким зрителям должно быть больше 12 лет.

Балет Бориса Эйфмана и «Братья Карамазовы» (Россия)

3−5 апреля

Программу Международного фестиваля оперы и балета сложно представить без труппы Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург). Для знаменитого коллектива эта театральная весна в Ташкенте станет третьей. Зрителям покажут балетную драму Бориса Эйфмана «Братья Карамазовы» (другое название «По ту сторону греха»). Постановка является новым пластическим прочтением спектакля 1995 года, созданного по одноимённому романа Ф.М. Достоевского. Её премьера состоялась в 2013 году.

Фото: Юлия Кудряшова / eifmanballet.comФото: Юлия Кудряшова / eifmanballet.com

Принципиально отказавшись от переноса на сцену ряда сюжетных линий романа, Борис Эйфман сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев. «По ту сторону греха» — современное в техническом и художественно-выразительном отношениях сценическое произведение, поднимающее извечные «проклятые» вопросы. Под музыку Рахманинова, Вагнера и Мусоргского Борис Эйфман предлагает зрителям задуматься о безверии и вере, природе человеческой греховности и духовном спасении.

Каролин Карлсон и «Дерево» (США/Франция)

9−10 апреля

Имя Каролин Карлсон в мире европейского contemporary dance звучит с пиететом. Её 40-летнее влияние на развитие искусства хореографии в странах Европы отмечено французскими орденами искусств и литературы, а также Почётного легиона. В 2006 году работа хореографа была удостоена «Золотого льва» Венецианской биеннале.

Каролин Карлсон — автор более ста постановок. Многие из них — «Знаки», «Год Лошади», «Инанна» и другие — стали событиями в мире современного танца, который хореограф связывает с философией и духовностью. Говоря о своих постановках, Карлсон, склонная к размышлениям и созерцанию, использует определение «визуальная поэзия».

Фото: carolyncarlson.frФото: carolyncarlson.fr

В Ташкенте труппа хореографа представит относительно новую работу под названием Tree («Дерево»), премьера которой состоялась в 2022 году. Это поэтическое размышление о человечестве и окружающем мире, оказавшемся на грани катастрофы. В процессе создания постановки Карлсон вдохновлялась стихией огня и легендой о Фениксе, который раз за разом возрождается из пепла. С помощью «Дерева» она признаётся в любви к природе и выражает надежду на новое начало.

Стефано Пода и «Сказки Гофмана» (Италия)

25−28 апреля

Завершится фестиваль оперой «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха в версии известного итальянского режиссёра, художника и сценографа Стефано Поды. С Фондом развития культуры и искусства Узбекистана он уже работал в прошлом году — над оперой «Тамерлано» Генделя.

Фото: Alan Humerose / stefanopoda.comФото: Alan Humerose / stefanopoda.com

Премьера «Сказок Гофмана» состоялась в 2019 году в оперном театре Opéra de Lausanne (Швейцария). В основе оперы лежат произведения и биография Эрнеста Теодора Амадея Гофмана. История, в которой стёрты границы между реальностью и вымыслом, фантазиями и чувствами — идеальный материал для такого визуала и эстета, как Пода. Его постановку отличает зрелищность, выразительность и поэтичность.


За музыкальное сопровождение отвечает Национальный оркестр Узбекистана под управлением дирижёра Алибека Кабдурахманова.