В мире цифровых платежей безопасность — это не просто опция, а необходимость. Каждый день через банковские приложения и финтех-сервисы проходят миллионы транзакций, и их количество постоянно растёт — по данным консалтинговой компании KPMG, к 2027 году объем безналичных платежей и переводов в Узбекистане увеличится вдвое. Злоумышленники постоянно находят новые схемы обмана, поэтому финтех стремится идентифицировать всех своих клиентов.

Почему подтверждение личности становится стандартом

Без идентификации клиенты онлайн-сервисов становятся уязвимыми для схем социальной инженерии, фишинга и взломов — сегодня у мошенников есть десятки способов украсть деньги, и они всегда в поиске новых. Финансовые институты во всем мире сейчас работают по принципу Know Your Customer (KYC), что означает «Знай своего клиента». Эта практика помогает бороться с киберпреступностью и незаконными операциями.

В рамках процедуры KYC онлайн-сервисы убеждаются, что их клиент на самом деле существует — в процессе идентификации пользователь вводит данные паспорта, ID-карты или ПИНФЛ, а также проходит сканирование лица, и их подлинность подтверждается базой госуслуг. Пользователи, не подтвердившие личность, могут и дальше использовать приложение, но с лимитами на транзакции и ограниченными возможностями. К идентификации 100% клиентов стремятся большинство сервисов, ведь отсутствие анонимности помогает бороться с мошенничеством.

Подтверждение личности практикуют также мессенджеры, социальные сети, интернет-магазины. Однако в финтех-приложениях безопасность особенно критична, ведь речь идёт о сохранности денег. Поэтому процесс идентификации включает проверку документов и биометрии, а современные технологии дают возможность делать это автоматически и быстро.

Как это защищает пользователей

Один из наиболее распространённых способов мошенничества — вход в приложение с другого смартфона и дальнейший перевод средств на сторонние аккаунты. С идентификацией при использовании нового устройства нужно подтвердить личность, пройдя сканирование лица (это называется аутентификацией), иначе вход заблокируется. Также система фиксирует подозрительные действия и запрашивает дополнительное подтверждение — то есть если пользователь потерял смартфон, воспользоваться его аккаунтом и увести деньги становится гораздо труднее.

«В рамках проекта Finlit.uz, который учит основам финансовой грамотности и цифровой безопасности, Центральный банк активно работает над тем, чтобы помочь пользователям лучше ориентироваться в цифровом пространстве и доверять финансовым услугам. Процесс идентификации ещё недостаточно знаком жителям Узбекистана, и мы считаем важным рассказывать о его преимуществах», — поделилась Дилбар Абдуганиева, директор Департамента по повышению финансовой грамотности и доступности Центрального банка Республики Узбекистан.

Какие возможности открываются после идентификации

Станислав Сквирский, топ-менеджер payme, отмечает, что выгоду от проверки личности клиентов получают как сами сервисы, так и их пользователи.

«Для сервиса это основа, на которой строится безопасная, инклюзивная и персонализированная финансовая экосистема, для людей — уверенность, что их деньги в безопасности, а также дополнительные функции, которые становятся возможными благодаря идентификации», — отметил Станислав Сквирский.

В payme идентификация помогает не только усилить защиту аккаунта, но и расширить его возможности:

  • сервис может мгновенно проверить кредитную историю и платёжеспособность пользователя, и для подачи в банк заявки на кредит не нужно собирать документы — получить кредит можно, перейдя в банковское приложение по ссылке прямо из payme;
  • всего в несколько кликов, не заполняя свои данные (при условии, что ранее пройдена идентификация личности), можно получить справки из центра государственных услуг, подписаться на уведомления о штрафах ГУБДД на свой автомобиль и произвести их оплату.

Сейчас payme обслуживает более 4,2 млн человек ежемесячно. За 2024 год пользователи сервиса выполнили более 159 млн P2P-переводов на общую сумму почти 43,7 трлн сумов. Обязательная идентификация клиентов поможет сделать сервис ещё комфортнее и безопаснее.

В дальнейшем важность идентификации будет только увеличиваться, а технологии делают её более удобной для пользователей. Процесс идентификации личности нужно пройти один раз и затем аутентифицироваться, то есть отсканировать лицо, на новом устройстве, если пользователь решит поменять смартфон — это происходит мгновенно и впоследствии экономит время и упрощает повседневные задачи.

На правах рекламы.